Прямая функциональная связь - это связь, через которую передается управляющая информация между функциональным субъектом управления и, связанным с ним, объектом управления из другой службы. Примером такой связи может служить связь между Начальником Производственного цеха и сотрудником Службы технического обслуживания оборудования. Через эту связь может быть передана информация о необходимости произвести ремонт вышедшего из строя оборудования.
Обратная функциональная связь - это связь между структурной единицей и ее функциональным руководителем, как правило, через нее передается информация в виде отчета о результатах проделанной работы.
Например, сотрудник Технической службы гаража фирмы по распоряжению Начальника Отдела снабжения произвел неполный ремонт вышедшего из строя автомобиля, и, для доведения ремонта до конца, ему понадобилось дополнительное время. Он в письменной или устной форме отчитывается перед своим функциональным руководителем о проделанной работе и объясняет причины, по которым ему не хватило отведенного на ремонт времени.
Неформальная связь на уровне структурного блока - это связь между структурными единицами, входящими в один структурный блок. Характеризуется ярко выраженными межличностными отношениями "людей из одного круга".
Понятие "люди из одного круга" можно описать, как люди, принадлежащие одному уровню в иерархии управления. Такие связи, в совокупности с децентрализацией принятия решений, позволяют значительно сокращать длину информационных каналов. И, как следствие, решать многие проблемы более оперативно.
Рис.2 Схема прохождения информации по информационному каналу посредством связей, установившихся между различными уровнями иерархии, с использованием неформальной связи на уровне структурного блока.
Например, если бы в рассмотренной выше ситуации Генеральный директор делегировал полномочия по решения задач среднесрочного стратегического планирования своим непосредственным подчиненным, то каждый из задействованных информационных каналов сократился бы на одну ступень, что в сумме составило бы уже две ступени.
Тогда схематично весь этот процесс выглядел бы так, как изображено на Рис.31, где видно, что участие Генерального директора в решении задачи не требуется. А это, помимо уже описанных преимуществ, позволяет снять с плеч Главы фирмы лишнюю нагрузку.
Неформальная связь без уровневой дифференциации - это межличностные связи между разными структурными единицами, носящие непредсказуемый и не регламентируемый характер.
Это может быть межличностная связь между Генеральным директором промышленного предприятия и водителем из Отдела снабжения, основанная на родственных или других отношениях. Но, справедливости ради, следует отметить, что подобные связи иногда помогают очень оперативно и эффективно решать достаточно серьезные задачи, возникающие в процессе деятельности предприятия.
Механизм развития и расширения предприятия заключается в реализации следующих двух процессов:
Прием на работу новых сотрудников в уже существующие структурные подразделения;
Включение новых структурных подразделений в уже существующую организационную структуру управления субъекта предпринимательской деятельности.
Технологически первый и второй процессы схожи между собой, но лишь в той части, что второй никогда не обходится без первого. Поэтому мы рассмотрим только механизм второго.
Прежде, чем начать процесс внедрения нового структурного подразделения, необходимо убедиться в том, что организация готова к нему. Уровень готовности организации можно определить на основе оценки следующих признаков:
Наличие потребность организации в каких-либо функциях, выполнение которых имеющимися службами и подразделениями или неэффективно, или невозможно; так же может возникнуть необходимость в обособлении служб от структурных подразделений, в состав которых они входят по разным причинам;
Осознание всеми сотрудниками предприятия необходимости и целесообразности включения нового подразделения;
Готовность менеджеров из структурного блока, в который войдет будущий руководитель подразделения, для его принятия в свой коллектив;
Наличие необходимых кадров:
наличие будущего руководителя или комитета, способного выполнять его функции, обладающего необходимой компетенцией для практического осуществления функций будущего подразделения;
наличие необходимого минимального числа компетентных сотрудников будущего отдела.
Если по всем вышеперечисленным пунктам можно дать положительный ответ, то можно переходить непосредственно к подготовке предприятия для включения нового структурного подразделения, т.е. к приведению организации к функциональной готовности, которая включает в себя несколько этапов, напоминающих предъинвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную фазу реализации инвестиционного проекта:
Этапы разработки и обоснования метода внедрения нового структурного подразделения в организационную структуру управления субъекта предпринимательской деятельности:
анализ инвестиционных возможностей, т.е. оценка суммы, которую может вложить предприятие в формирование нового структурного подразделения;
заполнение анкеты[1], расчет эффективности и целесообразности инвестиционных вложений, составление пакета органиграмм будущей ОСУ данного предприятия и проведение необходимых исследований;
составление отчета о целесообразности внедрения нового структурного подразделения для высшего руководства компании;
Этапы внедрения нового структурного подразделения происходит в следующем порядке:
выделение или создание рабочих мест для будущего руководителя и его подчиненных;
разработка должностной инструкции для будущего руководителя нового подразделение;
при необходимости, обучение, необходимых для начала функционирования ной структуры, сотрудников предприятия;
далее следует выпуск следующих приказов по предприятию:
о формировании нового структурного подразделения;
о назначении на должность руководителя нового подразделения заранее подготовленного сотрудника или о назначении исполняющей обязанности руководителя некой структуры;
о назначениях на должности сотрудников образовавшейся структуры;
разработка руководителем нового подразделения должностных инструкций для своих подчиненных;
закупка всех необходимых материалов для начала функционирования нового подразделения;
Этапы эксплуатации вновь образованного структурного подразделения:
запуск нового подразделения;
целевое функционирование новой структуры;
обеспечение ее функционирования:
закупка необходимых ресурсов;
проведение ремонтных и отделочных работ в рабочих помещениях подразделения;
обновление кадрового состава;
повышение квалификации текущего кадрового состава и прочие мероприятия;