После составления моделей можно приступать непосредственно к анализу получившихся моделей.
Для примера проанализируем коэффициент отдачи управленческих расходов на функционирование Отдела маркетинга. Необходимо отметить, что обратный показатель к исследуемому отражает, сколько рублей управленческих расходов на функционирование Отдела маркетинга приходится на один рубль выручки, что является одной из характеристик структуры средств, вырученных от реализации продукции и услуг предприятия и прочих поступлений. Следовательно, в данном случае при анализе можно использовать применяемые в статистике методы анализа прямых и обратных величин показателей эффективности функционирования предприятия.
Имеющиеся данные по исследуемой организации приведены в таблице 2.
Динамика расчетных показателей говорит об увеличении эффективности управленческих затрат на функционирование Отдела маркетинга, так как произошло увеличение выручки от реализации на рубль затрат на 14,8% с одновременным уменьшением затрат на рубль выручки на 0,3%.
Так как Kecmm и Kcmm - взаимообратные величины, то
и .
Зависимость между выручкой от реализации и коэффициентом отдачи затрат можно выразить уравнением: , а зависимость между затратами и выручкой от реализации:
В соответствии со статистической методологией анализа влияния качественных и объемных показателей на изменение результативного показателя, проанализируем влияние отдачи на рубль затрат и коэффициента управленческих затрат Отдела маркетинга на изменение выручки от реализации и обозначенных затрат.
В при проведении индексного анализа влияние качественного показателя на изменение результативного рассматривается при сохранении объемного показателя на уровне отчетного периода, а влияние объемного показателя - при сохранении качественного показателя на уровне базисного периода.
В соответствии с данными правилами, влияние отдачи затрат на изменение выручки определяем по формуле:
,
где индекс показателя - 1 или 0, показывает, значение за какой период - соответственно, отчетный или базовый, используется в данной формуле.
Влияние управленческих затрат на изменение выручки от реализации рассчитывается следующим образом:
.
А общее изменение выручки от реализации вычисляется следующим образом:
.
Таким образом, мы получим, что влияние изменения отдачи затрат на 14,8% привело к увеличению выручки на , а изменение управленческих затрат на функционирование Отдела маркетинга на 100,83 тыс. руб. привело к росту выручки на
Если сложить оба приращения, то мы получим, что суммарное приращение выручки составило , что полностью соответствует данным таблицы.
Аналогичным образом можно провести исследование влияния на уровень управленческих затрат на функционирование Отдела маркетинга изменений коэффициента затрат и выручки.
В качестве вывода по проведенному анализу, можно сказать, что увеличение управленческих затрат на функционирование Отдела маркетинга в исследуемом периоде, по сравнению с базовым на 100,83тыс. руб. повлияло на рост выручки от реализации товаров и услуг на
Безусловно, данный вывод можно считать лишь отражением общей тенденции эффективности функционирования ОСУ предприятия. Наиболее полно ее можно было бы отразить в случае, если вместо выручки всего предприятия использовать лишь ту ее часть, получение которой оказалось бы невозможным без участия Отдела маркетинга.
Приведенная методика анализа универсальна и может быть использована для оценки любого показателя, входящего в состав построенных мультипликативных моделей.
[1] - см. раздел 2.2.1. настоящего диссертационного исследования.
[2] формы финансовой отчетности предприятий за 1999г.