Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжением исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения.
Товарная политика маркетинга определяет оптимальные инструменты воздействия на новый товар, жизненный цикл товара, предсказывает устаревание, что способствует экономии средств и повышению эффективности.
Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.
Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору метода сбыта, возможность создания собственной торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.
Без тактики продвижения товара (реклама, ярмарки, директ-маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения.
Таким образом, реализуя свою роль в деятельности предприятия, маркетинговая служба является активным участником и центральным звеном в определении стратегии развития предприятия.
3. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия ОАО «Сургутнефтегаз»
Финансовой работе на предприятии в условиях рыночных отношений должно уделяться большое внимание как главному звену деятельности, посредством которой можно поднять эффективность всей экономики. Поэтому финансовая работа призвана способствовать решению главных стратегических задач: обеспечению хозяйственной деятельности предприятия необходимыми денежными средствами, его ликвидности и платежеспособности; получению достаточной прибыли и необходимой рентабельности его деятельности, распределению полученных доходов и удовлетворению материальных и социальных потребностей работников предприятия и его собственников (пайщиков, акционеров).
В состав финансовой работы включают:
- финансовое планирование и бюджетирование;
- финансовый анализ;
- управление финансовыми отношениями предприятия;
- управление денежными фондами;
- управление денежными потоками;
- управление долгосрочными и краткосрочными активами;
- управление процессом реализации продукции, работ, услуг; анализ и организацию взаимосвязи "затраты - выручка - прибыль", управление ценами, управление стимулированием экономического развития;
- ведение бухгалтерского учета;
- организацию отношений с бюджетами, обеспечение своевременности расчетов с ними;
- организацию отношений с банками, выбор наиболее эффективных форм безналичных расчетов и кредитной политики;
- внедрение системы внутренних финансовых отношений;
- организацию финансовых отношений с поставщиками;
- определение и реализацию политики долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и др.
К оперативной финансовой работе относится текущая, повседневная работа с органами власти и хозяйственного управления, с банком, бюджетом, фондами, а также в области платежно-расчетных отношений с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами, страховыми организациями, с финансовым рынком, с собственниками и работниками, в сфере проведения совместно с другими службами экономической и контрольно-аналитической финансовой работы и т.п.
Руководство финансовой работой осуществляет финансовая администрация предприятия. В зависимости от численности и структуры административно-управленческого персонала предприятия финансовая администрация может быть в различных составах. На предприятии ОАО «Сургутнефтегаз» к числу финансовой администрации относятся генеральный директор, главный бухгалтер и начальник финансового отдела, начальник экономического отдела. В состав подразделений предприятия, выполняющих финансовую работу входят: бухгалтерия, финансовый отдел, экономический отдел. Поскольку финансовые отношения всегда представляют собой составную часть его производственных отношений, то финансовые службы выполняют свою работу в тесном контакте со всеми подразделениями предприятия.
Функциями финансовой администрации в области финансовой работы являются:
- сбор и систематизация финансовой информации;
- анализ собранной информации для оценки состояния финансовых потоков на определенный момент и за определенный промежуток времени, а также для подготовки прогноза изменения величины и направления движения финансовых потоков;
- принятие управленческих решений (утвержденного финансового плана, утвержденной учетной политики предприятия, решения о привлечении средств, утвержденного положения о стимулировании экономического развития и т.д.);
- доведение управленческих решений до исполнителей (финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, и др.) и реализация управленческих решений;
- контроль за выполнением управленческих решений, проверка организации финансовой работы, выполнением финансовых планов.
Финансовая администрация осуществляет оперативное регулирование, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов, проводит координацию работы всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов, организует стимулирование - побуждение работников финансовой службы и всего коллектива в результате своего труда. Стимулирование - сильнейший финансовый метод, способствующий повышению эффективности деятельности предприятия. Посредством стимулирования осуществляется распределение материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда
Финансовая служба является ведущей в управлении финансами, в проведении оперативной финансовой работы. Первая и главная её задача состоит в том, чтобы добиваться повышения эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, прежде всего, повышения рентабельности хозяйственной деятельности и доходности финансовых операций, что лежит в основе финансовой устойчивости, которая базируется на платежеспособности и ликвидности баланса. По утверждению ряда источников предприятие считается ликвидным, если текущие активы в 1,5-2 раза превышают текущие обязательства, принимаются меры по расширению ниш рынка, увеличению выручки, ускорению оборачиваемости активов, повышению уровня рентабельности и достижению оптимальной структуры бухгалтерского баланса. Причем, удельный вес оборотных средств должен достигать не менее 30 процентов активов.
К числу общих задач современного аппарата финансовой дирекции следует также отнести: