Выделяют два основных задания стоимостного анализа:
* уменьшение стоимости отдельных компонентов продукции без уменьшения объемов ее производства и реализации;
* улучшение функциональных параметров продукции при минимальных затратах.
Исходя из упомянутых заданий, стоимостный анализ сосредотачивает свое внимание на минимизации затрат при пересмотре функциональных параметров в случае:
а) уменьшение требований к качеству продукции (если потребители пренебрегают повышенным уровнем качества продукции или не готовые платить большую цену за лучшее качество);
б) повышения требований к качеству (если потребители выражают готовность платить высшую цену за более качественную продукцию).
В последнем случае в процессе стоимостного анализа следует доказать, что увеличение выручки от реализации продукции в результате совершенствования функциональных параметров продукции превзойдет рост расходов на это совершенствование. Функционально-стоимостный анализ в значительной мере направлен на то, чтобы выявить лишние с точки зрения их стоимости и полезности для потребителей параметры продукции.
Порядок проведения стоимостного анализа представлен в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
Этапы проведения стоимостного анализа
Этап |
Составляющие этапа |
Этап 1 Подготовительные мероприятия |
а) Выбор объектов стоимостного анализа и постановка заданий б.) Постановка количественных целей в) Создание рабочей группы г) Разработка программы анализа |
Этап 2 Определения фактического состояния объекта анализа |
а) Сбор информации и описание объекта анализа б.) Характеристика функций в) Определение расходов на выполнение функций |
Этап 3 Проверка фактического состояния |
а) Проверка качества выполнения функций б.) Проверка обоснования затрат |
Этап 4 Поиск решения |
Выявление всех возможных вариантов решения |
Этап 5. Экспертиза вариантов решений |
а) Проверка возможности реализации б.) Проверка экономичности |
Этап 6 Принятия решения относительно внедрения оптимального решения |
а) Выбор решения б.) Рекомендации относительно реализации в) Реализация предложенного решения |
Стоимостный анализ рассматривается как один из действенных инструментов сокращения себестоимости продукции, в частности расходов на сырье и материалы. В процессе анализа исследуются все без исключения характеристики продукта, статьи калькуляции на предмет выявления резервов снижения себестоимости. По оценкам западных экспертов, при успешном стоимостном анализе можно выявить резервы снижения расходов в размере до 20 % себестоимость продукции.
Анализ может проводиться не только относительно продукции (работ, услуг), а также в разрезе отдельных структурных подразделений (центров затрат) или производственных процессов. На практике стоимостный анализ, как правило, комбинируется с другими методами контроллинга, в частности бенчмаркингом, ABC-анализом, СВОТ-анализом, причем результаты анализа сильных и слабых мест являются основой для выбора объектов стоимостного анализа.
Портфельный анализ — эффективный инструмент стратегического финансового контроллинга.
Традиционно этот инструмент используется при оптимизации портфеля ценных бумаг инвестора. Финансист под сроком «портфолио» понимает оптимальный с точки зрения комбинации риска и прибыльности набор инвестиций (концепция оптимизации портфеля инвестиций Марковица, модель оценки капитальных активов). В основе портфельного анализа положены два оценочных критерия: теперешняя стоимость ожидаемых доходов от владения ценными бумагами (проценты, дивиденды) и уровень рискованности вложений.
По аналогии с ценными бумагами можно проводить анализ портфеля продукции (услуг), производством которых занимается предприятие. Понятно, что портфельный анализ целесообразно использовать на тех предприятиях, которые занимаются производством многих видов продукции. В ходе анализа отдельные продуктовые группы выделяются в соответствующие стратегические «бизнес-единицы», каждая из которых оценивается с точки зрения прибыльности та рискованности производства.
В ходе анализа используются две широко известные в теории и практике портфельные матрицы:
* портфель «рост рынка — частица рынка» (матрица Бостонской консультативной группы);
* портфель «привлекательность рынка — конкурентные преимущества» (матрица Мак-Кинси).
Данный метод стратегического контроллинга используется при селективном отборе самых ценных для предприятия поставщиков и клиентов, важнейших видов сырья и материалов, самых весомых элементов затрат, самой рентабельной продукции, самых эффективных направлений капиталовложений. ABC-анализ заключается в выявлении и оценке незначительного числа количественных величин, которые являются самыми ценными и имеют наибольший удельный вес в общей совокупности стоимостных показателей. Согласно с этим методом исследуемая совокупность, например запасы сырья и материалов, делится на три части:
* группа А — запасы, которые являются самыми ценными с точки зрения и стоимости, однако могут использоваться предприятием в незначительном количестве в натуральном выражении;
* группа В — средние по величине запасы как в количественном, так и в денежном выражении;
* группа С — запасы с наибольшим объемом в натуральном выражении, однако незначительные с точки зрения их стоимости.
Основное внимание в процессе управления товарно-материальными запасами уделяется запасам, отнесенным к группе А, меньшей мерой — группы В и С. Концентрация внимания на приоритетных направлениях управления запасами и дебиторской задолженностью, снижения себестоимости продукции, самых реальных путях увеличения объемов реализации позволяет повысить эффективность управления финансами предприятия в целом. Так, концентрация усилий на поиске резервов снижения затрат, которые занимают наибольший удельный вес в структуре себестоимости продукции, принесет более ощутимые результаты, чем в случае поиска резервов снижения тех затрат, которые занимают небольшой объем. В структуре себестоимости продукции большинства отечественных предприятий более значительный удельный вес занимают расходы на сырье и материалы. Это означает, что субъектам ведения хозяйства целесообразно проводить ABC-анализ данного элемента затрат.