рефераты по менеджменту

Методы развития навыков научного мышления в системе подготовки персонала

Страница
2

Необходимые личные качества - черты характера, можно разделить на четыре условные группы – необходимые, желательные, нежелательные и недопустимые. Знания можно разделить на две группы - средства и способы обработки информации (в т.ч. философия, логика, математика и др. – это так называемые мета – навыки или мета – знания – они универсальны и применимы в любой сфере деятельности) и собственно предмет (предметы) изучения.

С точки зрения методологии все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

1. Философские методы. Сюда относятся диалектика и метафизика.

2. Общенаучные (общелогические) подходы и методы исследования - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, идеализация, аналогия, моделирование, вероятностно-статистические методы, системный подход и т.п. 3. Частно – научные методы - совокупность способов, исследовательских приёмов, применяемых в той или иной отрасли знания.

4. Дисциплинарные методы, т.е. системы приёмов, применяемых в той или иной дисциплине.

5. Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, интегративных способов, сформировавшихся главным образом на стыке научных дисциплин. Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании.

Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд особых логических приемов:

1) Прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распространяются на все возможные случаи.

2) Прием идеализации, состоящий в том, что указываются условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.

3) Прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них достаточно точный смысл и значение.

Важнейшие методы научного познания:

1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.

2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя.

3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Необходимо учитывать, что ежегодно устаревает около 10 - 25% научной информации, а в ближайшем будущем эта цифра может достичь 70%, по другим данным количество информации удваивается каждые 5 лет. Это означает, что применяемая в некоторых случаях система обучения и переподготовки "non-stop" станет явлением повсеместным и обязательным, а граница между необходимыми и желательными знаниями станет более размытой и условной. В современных условиях активное и целенаправленное изучение своей будущей сферы (сфер) деятельности следует начинать за 4-5 лет до поступления в ВУЗ. Значительное развитие получит "превентивное" (упреждающее) обучение с учетом перспектив развития науки на 3 - 5 - 10 лет.

Свободное владение методами научно – аналитического и творческого мышления становится таким же социальным стандартом и признаком принадлежности к элитарным социальным группам, как, например, наличие диплома о высшем образовании. Закон обратной пропорциональности управляемости и способности к развитию гласит, что чем более управляема система, тем менее она способна к развитию. Управляемое развитие бывает только догоняющим.

Немного об ошибках в процессе обучения. Традиционный подход рассматривает ошибку как недостаток обученности, усидчивости, внимания, прилежания и т.п. В результате виновной стороной является обучаемый. К ошибке необходимо относится как к конструктивному элементу в системе эвристического обучения. Учебное заведение как раз и является тем институтом, где человек должен совершать ошибки под руководством преподавателя.

Важным элементом системы познания является профессиональная терминология. Незнание терминов не освободит вас от необходимости понимания. В каждом термине – концентрация массы нюансов и деталей, отличающих научную точку зрения на рассматриваемый вопрос от обыденного, ненаучного понимания. Необходимо отметить, что процесс обучения - это стресс, который имеет свои плюсы и минусы, при этом процесс изучения - это гораздо меньший стресс.

Одной из главных задач в плане (само-) образования можно назвать формирование активного желания (внутренней потребности) учиться и заниматься (само-) образованием с самостоятельным поиском соответствующих средств и возможностей. Особое внимание придется обратить на средства и методы обучения - то, что приемлемо для одних групп обучаемых, может быть бесполезно для других. Основная дифференциация будет идти по возрастным категориям плюс индивидуальные особенности.

Довольно универсальным инструментом по широкому кругу предметов и выработке практических навыков являются учебные игры, т.к. игра отражает поведение обучаемого в реальности. Это система, дающая мгновенную обратную связь. Вместо того чтобы слушать лекцию, обучаемый получает персональный урок, приспособленный к его нуждам. Игра – это моделирование действительности и метода воздействия на неё обучаемого. К минусам игр можно отнести некоторую условность и схематичность происходящего, и выработку у обучаемого поведенческих и мыслительных стереотипов.

К основным стратегическим последствиям широкого распространения навыков научного мышления можно отнести системные (в т.ч. количественно - качественные) изменения в системе науки, образования и производства, резкое повышение мобильности рабочей силы (как "белых", так и "синих воротничков") и возможные глобальные социально - экономические и социально - политические изменения.

Методы критического и творческого мышления

Критическое мышление:

1. Аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление фактов, явлений). Здесь может быть полезно задать вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?», «куда?», «зачем?», «как?», «сколько?», «какой?» («который?») в самых необычных комбинациях и попробовать найти (предположить) все варианты ответов.

2. Ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и т.п.).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту