3. Самостоятельность мышления (отсутствие зависимости от авторитетов и/или стереотипов, предрассудков и т.п.).
4. Логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения задачи и т.п.).
5. Системность мышления (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик).
Творческое мышление:
1. Умение мысленного экспериментирования, пространственного воображения.
2. Умение самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы, поиска новых решений.
3. Комбинаторные умения (умение комбинировать ранее известные методы, способы решения задачи, проблемы в новый комбинированный, комплексный способ – морфологический анализ).
4. Прогностические способности (умение предвидеть возможные последствия принимаемых решений, умение устанавливать причинно-следственные связи).
5. Эвристичность мышления, интуитивное озарение, инсайт. К указанным умениям следует добавить специфические умения работать с информацией, для чего важно уметь отбирать нужную (для конкретных целей) информацию из различных источников, анализировать ее, систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей, уметь выявлять проблемы в различных областях знаний, в окружающей действительности, выдвигать обоснованные гипотезы их решения. Необходимо также уметь ставить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные), делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств, уметь статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок, уметь генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов, уметь работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли, а также владеть искусством и культурой коммуникации.
Исследовательские и поисковые методы обработки информации:
1. Самостоятельный поиск и отбор информации по заранее определенной задаче.
2. Анализ информации с целью отбора фактов, данных, необходимых для описания изучаемого объекта, его характеристик, качеств; для отбора фактов, способствующих доказательности и/или опровержению точки зрения на решение задачи, проблемы; выстраивание анализируемых фактов, данных в логичной последовательности доказательств и т.п.
3. Определение, видение проблем, требующих изучения и решения.
4. Выдвижение гипотез с определением способов их проверки (решения).
5. Определение методов, путей решения исследуемой проблемы, этапности ее решения индивидуально или в совместной, групповой деятельности.
6. Оформление результатов исследовательской или поисковой деятельности.
7. Аргументация полученных результатов.
8. Прогнозирование возникновения новых проблем в данной области знания, практической деятельности.