В современном мире самой развитой и эффективной системой мотивации персонала фирм считается японская. Доказательством этого являются не только экономические успехи Японии, но и использование ее опыта фирмами США и других стран. Японские корпорации применяют систему вознаграждения, базирующуюся на учете трудового стажа в целях закрепления на длительное время работника за фирмой и предотвращения его ухода в другую организацию. Основные характерные черты этой системы следующие:
- при использовании пожизненного найма в фирмах работники подразделяются на две категории: постоянных и временных. Зарплата последних ниже на 40-50%;
- повышение заработной платы и карьерный рост зависят от длительности трудового стажа, т.е. чем дольше работает в компании человек, тем выше его ежегодная растущая до пенсии зарплата и должность, но при этом продвижение по карьерной лестнице зависит от способностей и качества выполнения служебных обязанностей;
- при переходе в другую компанию работник лишается преимуществ в заработной плате и карьерном росте, другими словами, трудовой стаж исчисляется с момента работы именно в данной организации;
- младшим администратором молодой способный работник не может стать раньше 30 лет, старшим – 35 лет (например, преподаватель, даже получивший Нобелевскую премию, может стать профессором только после 8 лет работы в ВУЗе);
- система мотивации персонала учитывает социальные факторы, жестко связана с реальными жизненными потребностями работника, стимулирует не столько количество труда, сколько творческий потенциал работника;
- в первые 10 лет работы в фирме работнику предоставляется возможность 50 дней в году учиться;
- фирмы устанавливают 1 раз в год надбавки за профессиональное мастерство;
- ежегодно делаются надбавки к заработной плате за рост стоимости жизни;
- существуют надбавки за сверхурочную работу и многосменный режим, качество, выполнение особо важных заданий;
- тарифная система оплаты труда (сетка) индивидуализирована по возрасту и учитывает потребности работника в различные периоды жизни;
- тарифная сетка является общей для рабочих и управленческого персонала и построена таким образом, чтобы смягчить социальные и статусные различия персонала;
- если работник одинок, то фирма берет на себя расходы по погребению и ухаживанию за могилой в течение 20 лет.
Система пожизненного найма наряду с льготами предусматривает также санкции:
- если работник увольняется по собственному желанию до предельного (пенсионного) возраста, то размер выходного пособия снижается на 25-30% по сравнению с пенсионным;
- пришедший из другой фирмы работник будет получать меньше, чем коллега его возраста, работающий в этой фирме, и у него уже не будет шансов стать постоянным работником;
- если применяется повременная оплата труда, то при снижении производительности, например на 5%, ставка снижается на 5% и наоборот.
В фирмах США системы мотивации персонала используют следующие стимулы:
- продажа работникам акций фирмы по льготной цене;
- предоставление возможностей участвовать в управлении фирмой (работа в комитетах и комиссиях, руководство программами и т.д.);
- работник может на каждый год выбирать себе льготы на определенную руководством фирмы сумму в зависимости от своих индивидуальных потребностей;
- широко используются различные формы выгодного участия персонала в прибылях фирмы;
- в качестве мотиваторов выступают такие факторы, как принадлежность работника к известной преуспевающей компании;
- при трудовом стаже в фирме более 20-ти лет – фирмой предоставляется годовой отпуск для обновления знаний и повышения квалификации.
Таким образом разнообразие форм и методов мотивации персонала, успешно используемые в зарубежной практике рыночного хозяйствования, говорит о том, что и в наших условиях на каждом предприятии из общих систем управления должны выделяться специальные функциональные подсистемы мотивации труда работников. Эти подсистемы должны аккумулировать мировой и отечественный опыт в этом деле и активно влиять на эффективность производственной деятельности и менеджмента, закрепление кадров, накопление технологического и управленческого опыта в организациях.
2. Анализ материального стимулирования на предприятии
Коммунальное торгово-сервисное унитарное предприятие “Отель” - юридический адрес и местонахождение: Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Крестьянская,16.
КТСУП «Отель» создано в связи с переименованием из коммунального унитарного предприятия «Гостиничное хозяйство» и выходом из структуры коммунального унитарного предприятия «Гомельское управление жилищно-коммунального хозяйства» решением Гомельского городского исполнительного комитета №1032 пар.5 от 16.10.02г. и зарегистрировано Гомельским областным исполнительным комитетом решением №418 от 14.07.00г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400071380.
КТСУП «Отель» является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, входящим в состав коммунальной собственности г. Гомеля.
Гостиница «Сож» введена в эксплуатацию в 1960 г, с 1972 года действует гостиница «Гомель». В 1992 году реконструирована часть здания гостиницы «Сож» и введен в эксплуатацию новый корпус. С 2001 г. открыт ресторан «Сож» после капитального ремонта.
Целью деятельности КТСУП «Отель» является осуществление хозяйственной деятельности, направленная на получение прибыли и удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества.
Основными направлениями деятельности предприятия являются предоставление гостиничных услуг жителям и гостям нашего города, осуществление розничной и оптовой торговли, торгово-производственная деятельность.
Предметом деятельности предприятия также являются:
· Оказание гостиничных услуг населению;
· Оказание услуг населению в области розничной торговли и общественного питания;
· Организация производства собственной продукции;
· Оказание различного вида услуг.
Основными поставщиками материалов, энергоносителей и услуг, необходимых для обеспечения реализации гостиничных услуг являются предприятия г. Гомеля. В течение ряда лет поставщиками материалов, энергоносителей и услуг являются РУП «Водоканал», ЗАО «Снежинка», филиал Гомельские тепловые сети РУП «Гомельэнерго», Гомельское межрайонное отделение Энергонадзора, РУП «Гомельоблтелеком», ЗАО «Гомельлифт»,ОАО ГТТЦ «Горизонт» и др.
Предприятие оказывает гостиничные услуги жителям и гостям нашего города. К услугам населения предоставляются номера высшей, первой и третьей категории. Основным конкурентом гостиниц предприятия является гостиница «Турист». Тарифы на услуги в гостинице «Турист» выше аналогичных в наших гостиницах.
В сфере оказания гостиничных услуг КТСУП “Отель” ориентировано на клиентов с различной покупательской способностью, т.е., на широкие слои населения.