Следует заметить, что в Западной Европе государство предоставляет финансовую помощь в сфере занятости как государственным, так и частным предприятиям. Это могут быть выравнивающие надбавки (при разнице в оплате труда на прежнем и новом рабочем месте), субсидии, компенсации при переобучении работников. Предусматриваются льготы в области налоговой и кредитной политики для работодателей, содействующих занятости, создающих или сохраняющих рабочие места.
Положение о порядке организации работы в условиях массового высвобождения работников сохраняет норму о том, что региональные органы государственной власти могут оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовое высвобождение, в виде гарантии займов, льготных кредитов, субсидий, отсрочек платежей по налогам. Сказано, что работодателям могут возмещаться расходы на проведение мероприятий по содействию занятости, а также выплата работникам некоторых видов компенсаций, предусматриваемых в коллективном договоре, за счет средств соответствующих бюджетов.
Профессиональное обучение в России незанятого населения, не зарегистрированного в качестве безработных, осуществляется за счет средств организаций. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников (п. 1 ст. 25 Закона о занятости населения). С 1 января 2005 г. утратил силу п. 3 ст. 26 данного Закона о том, что при необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобожденных из других организаций.
Подобно законодательству большинства стран, в России прямо не предусмотрено право работников на профессиональную подготовку, переобучение, повышение квалификации при коллективных увольнениях. Безработные граждане реализуют указанное право на условиях, установленных в ст. 9, 23 Закона о занятости населения. Для сравнения, в Болгарии работники, высвобождаемые в результате концентрации и специализации производства, модернизации и реконструкции производственных мощностей, внедрения прогрессивных методов организации производства, труда и управления, имеют право на профессиональное обучение, если им не может быть предоставлена другая работа по специальности. Переобучение производится соответствующими министерствами, ведомствами, общинами, работодателями.
В соответствии со ст. 53 ТК РФ представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Целесообразность профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, а ее формы, перечень необходимых профессий и специальностей устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ст. 196ТКРФ).
Работодатели с участием представительных органов работников разрабатывают ежегодные учебные планы или разделы социальных планов по вопросам переобучения и профессиональной подготовки высвобождаемых работников. Залогом эффективной деятельности организаций является опережающее обучение, постоянное повышение квалификации работников. В компании «Норильский никель», например, работники имеют возможность обучаться по 250 рабочим профессиям, по 30 направлениям проводится повышение квалификации. На базе центра подготовки персонала ежегодно проходят обучение, переподготовку и повышение квалификации 7,5 тыс. рабочих и 6 тыс. инженерно-технических работников, а с учетом непосредственно обучаемых на производстве - 26 тыс. человек.
Во многих соглашениях и колдоговорах в общей форме говорится о создании условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающих. Встречаются в актах социального партнерства и недействительные условия. Так, дискриминирующий характер носит положение соглашения, заключенного в ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» с участием Иркутского областного комитета профсоюза работников лесной промышленности, о проведении обучения «членов профсоюзов», привлекая специалистов компании.
Одним из средств по обеспечению занятости увольняемых работников является вовлечение их в предпринимательскую деятельность. В Польше, например, лицам, уведомленным об увольнении в связи с ликвидацией организации, районными управлениями по труду могут быть предоставлены денежные единовременные выплаты для организации собственного дела. В Чехии стимулирование предпринимательства сняло проблемы трудоустройства среди интеллигенции и квалифицированных рабочих, обусловило успешное развитие в стране малого бизнеса. В России органы службы занятости оказывают финансовую помощь безработным гражданам для организации собственного дела и организуют их обучение основам предпринимательской деятельности.
Привлекает внимание программа развития малого бизнеса компании «СУАЛ». Она предусматривает создание предприятий сферы обслуживания (химчистки, парикмахерские, ремонтные предприятия), а также поддержку предпринимателей, которые начинают работать над развитием городской инфраструктуры. Для этого организуются конкурсы бизнес-проектов, лучшие из которых реализуются при поддержке компании. В нефтяной компании «ТНК-ВР» настроены менее оптимистично и считают, что в целом механизмы переобучения работают только в промышленных регионах. Нефтяник, как правило, не будет работать в сельском хозяйстве. Безуспешными оказались также усилия компании научить высвобождаемых работников методам создания и ведения малого бизнеса: «человека нельзя назначить предпринимателем».
Новым инструментом решения проблем занятости и иных социально-экономических проблем становится частно-государственное партнерство. Оно основано на соглашениях о партнерстве, заключаемых организациями с органами власти субъектов Российской Федерации, муниципалитетами. Посредством частно-государственного партнерства осуществляются программы и проекты в сфере образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и т.д. Социальные проекты реализуются предпринимателями как в порядке благотворительности, так и на взаимовыгодной с партнерами основе. Например, муниципалитет обязуется принять на баланс ряд объектов организации, оформить акты БТИ и т.д.
В Социальной хартии российского бизнеса, одобренной на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), подчеркнуто, что принятие социальных обязательств российским деловым сообществом и отдельными компаниями - не альтруизм и не выкуп «социальной лицензии» на коммерческую деятельность. Социальная ответственность бизнеса может и обязана быть полезной для долгосрочного успеха самих компаний в той же мере, что и для общества в целом.