Во многих странах основным механизмом по предотвращению коллективных увольнений служит дополнительный этап согласования решения работодателя с профсоюзом или рабочим советом. В Израиле, например, согласно общей практике в каждом случае коллективных увольнений работодатель обязан провести предварительные консультации и переговоры с соответствующим профсоюзом в отношении списка увольняемых сотрудников. В Германии это право имеет представительный орган работников (Совет предприятия), без согласия которого не могут быть уволены лица, пользующиеся особой защитой: женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; инвалиды; лица, отбывающие обязательный срок службы в армии, а также члены Совета предприятия и других представительных органов трудящихся.
Согласно ст. 82 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить о предстоящем массовом увольнении работников выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В Федеральном законе РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» круг оснований для письменного уведомления профсоюзов работодателем определен более широко. Работодатель обязан не менее чем за три месяца уведомить соответствующие профсоюзы о ликвидации организации, ее подразделений, изменении формы собственности или организационно-правовой формы организации, полном или частичном приостановлении производства (работы), влекущих за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда (ст. 12). В целях повышения уровня защиты прав и интересов работников следовало бы аналогичные положения включить в ТК РФ.
Российские профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, проводить независимую экспертизу полученных от работодателей материалов, предлагать меры по социальной защите работников, включая создание фондов социальной поддержки (фондов солидарности) работников, осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в области занятости. Так, профсоюз может проконтролировать соблюдение гарантий при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, установленных в ст. 261 ТК РФ, для беременных женщин, женщин, имеющих детей, и лиц, воспитывающих детей без матери.
В научной литературе отмечается, что единственной страной, где работодатель обязан согласовать увольнение каждого работника с государственной службой занятости, является Норвегия. Обойти это правило норвежские работодатели могут, лишь обращаясь за разрешением на увольнение в местные суды, однако эта процедура требует дополнительных затрат. Во Франции до 1987 г. при любом увольнении, индивидуальном или коллективном, по экономическим причинам или в связи со структурными изменениями (за исключением случаев банкротства или ликвидации имущества) требовалось разрешение компетентных административных органов. Практика показала, что при требовании множества согласований процедура увольнения затягивается. В последние годы за рубежом происходит либерализация законодательства о защите занятости, чтобы устранением излишних ограничений при расторжении трудового договора сохранить стимулы работодателей к приему на работу работников.
В Российской Федерации работодатель в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата, которое может привести к массовому увольнению работников, должен предоставить информацию по установленной форме в органы службы занятости не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а о каждом конкретном работнике - не позднее чем за два месяца (п. 2 ст. 25 Закона о занятости населения). На этом этапе органы службы занятости могут предоставить кандидатам на увольнение информацию о вакантных рабочих местах, ознакомить их с законодательством о занятости населения, организовать консультации по профориентации, переподготовке, переобучению, созданию собственного дела, оказать содействие в трудоустройстве, организовать консультации психолога.
Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут приниматься программы, заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения, источники их финансирования. Обязательное заключение принятых в некоторых восточноевропейских странах, например в Польше, соглашений работодателей с профсоюзами по вопросам массовых увольнений работников не предусмотрено.
В период массовых увольнений возрастает роль координационных комитетов содействия занятости в городах, районах и субъектах Российской Федерации. Подлежат согласованию позиции работодателей, представителей работников, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении деятельности по предупреждению и смягчению негативных последствий массовых увольнения работников. Так, в связи с ликвидацией в 2002 г. разреза «Черемховский» ОАО «Востсибуголь» по инициативе Иркутского областного координационного комитета содействия занятости было разработано соглашение между администрацией ОАО «Востсибуголь», Черемховским городским муниципальным образованием, Теркомом профсоюза угольщиков и Черемховским городским центром занятости населения о мероприятиях по содействию занятости и социальной поддержке увольняемых работников. В результате успешной реализации соглашения из 828 работников, состоящих в списке на увольнение, в качестве безработных были зарегистрированы 102 человека.
По сравнению с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения Закон о занятости населения в действующей редакции не предусматривает права органов исполнительной власти, органов местного самоуправления принимать решения по предложению профсоюзов о приостановлении массового увольнения или о поэтапном увольнении работников. Это расширяет предпринимательскую свободу и усиливает социальную ответственность работодателей за решение кадровых вопросов.
Значительный опыт высвобождения персонала в условиях реструктуризации накоплен в крупных российских корпорациях. Этот опыт обобщен аналитическим центром «Эксперт» и содержит немало положительного. Так, в компании «Илим Палп», чтобы предотвратить закрытие предприятий и увольнение 2 тыс. человек, нацелены на сопряженную с большими финансовыми затратами модернизацию не отвечающего экологическим стандартам производства.
Защите занятости и вместе с тем экономических интересов работодателей эффективно служит перепрофилирование отдельных производств, цехов, участков на выпуск продукции и товаров, оказание услуг с учетом конъюнктуры рынка.
Социальные партнеры вправе заключить или внести изменения и дополнения в коллективный договор, предусмотреть порядок профессиональной подготовки и переподготовки работников, повышенные по сравнению с законодательством размеры выходного пособия, первоочередное трудоустройство в организацию уволенных работников при появлении вакансий, право работников пользоваться детскими дошкольными учреждениями после увольнения и др.