Учебная дисциплина «Управление персоналом» является ведущим курсом в подготовке специалистов менеджмента. Курс базируется на использовании накопленного в течение многих лет опыта стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой и обобщении отечественной практики работы с персоналом в условиях рыночной экономики.
Целью изучения дисциплины «Управление персоналом» является приобретение студентами теоретических знаний, а также формирование практических умений и навыков управления персоналом и проведения кадровой политики на предприятиях и организациях.
Задачи дисциплины включают:
· получение будущим специалистом знаний в планировании кадров, их подготовке и переподготовке, профессиональной ориентации и адаптации, управлении карьерой, управлении мотивами и стимулами;
· приобретение умения в применении и развитии методов управления коллективом предприятия (АО) в условиях рыночной экономики;
· приобретение навыков самостоятельного творческого использования теоретических знаний и умений управления персоналом в практической деятельности экономиста-менеджера на предприятиях (АО) отрасли.
Дисциплина «управление персоналом» возникла в рамках «менеджмента» как науки управления и связана с другими дисциплинами учебного плана:
· в теоретико-методологическом направлении – с «философией», «экономической теорией», «политологией», «социальной психологией», «социологией»;
· в направлении, обеспечивающем изучение количественных методов оценки и принятия решений – со «статистикой», «информационными технологиями в экономике»;
· в направлении, обеспечивающем взаимосвязь экономических и управленческих процессов на предприятии – с «экономикой предприятия», «финансами и кредитом», «организацией производства», «маркетингом», «планированием на предприятии», «управлением инновационными процессами», «коммерческим правом», «трудовым правом».
С целью более глубокого изучения важных теоретических проблем курса «Управление персоналом» и приобретения опыта их решения студент заочной формы обучения специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях» выполняет контрольную работу.
При выполнении контрольной работы каждый студент должен ответить на один вопрос и выполнить одно практическое задание по характеристике одного из видов деятельности системы управления персоналом в каком-нибудь предприятии, организации.
При выполнении практического задания (п. 2) студент должен привести к контрольной работе характеристику предприятия (организации, цеха, участка), указать цель и задачи управления персоналом, органы управления персоналом, их назначение, дать классификацию кадров организации и раскрыть предлагаемый аспект системы управления персоналом.
Студент выполняет один из 10 предложенных вариантов работы в зависимости от последней цифры номера его зачетной книжки.
Контрольная работа выполняется на стандартных листах белой писчей бумаги формата А4. Титульный лист оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В конце работы студент должен привести список использованных источников в соответствии с ГОСТ 7. 1-84.
При положительной оценке работы преподаватель допускает контрольную работу к защите. Контрольная работа, не отвечающая требованиям, возвращается на доработку, а затем сдается на повторную проверку.
Вариант 1
1. Служба персонала и менеджер по персоналу в современной России и за рубежом.
2. Характеристика службы персонала (отдела кадров) конкретной организации. Функциональные взаимосвязи отдела управления персоналом с другими подразделениями организации.
Методические рекомендации по выполнению
1. Раскрывая данный вопрос, необходимо отметить отличительные особенности системы управления персоналом в России от систем зарубежных стран. Нужно показать варианты структурного местоположения кадровой службы в зарубежной и отечественной практике, роль и организационный статус службы управления персоналом. Описать, как определяется количественный состав и какие качественные характеристики необходимы работникам служб управления персоналом.
2. Отвечая на данный вопрос необходимо дать описание сферы деятельности конкретного предприятия (отраслевую принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам:
- место расположения, юридический адрес;
- организационно-правовая форма;
- организационная структура, с перечнем функций структурных звеньев;
- основные виды деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области применения
Далее необходимо определить место кадровой службы в управлении предприятия, качественный и количественный состав работников. Функциональные взаимосвязи отдела управления персоналом с другими подразделениями организации можно показать в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Фрагмент схемы функциональных взаимосвязей отдела управления персоналом с другими подразделениями организации
Наименование функций управления персоналом отдела |
Функциональные подразделения и должностные лица | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
и т.д. |
10 |
11 | |
1. Подбор и расстановка кадров |
у |
о |
с |
р | ||||||||
2. Составление плана потребности в персонале |
п |
п |
п |
п |
п |
о |
п |
п |
п |
р | ||
3. Оформление приема, перевода, увольнения работников |
с |
с |
о |
с |
с |
р | ||||||
4. Изучение причин текучести кадров |
п |
о |
п |
р | ||||||||
5. Осуществление контроля за правильным использованием персонала |
п |
о |
у |
р | ||||||||
6. Создание резерва кадров и его обучения |
о |
р | ||||||||||
7. Ведение учета личных дел |
о |
с |
р | |||||||||
8. Оформление документации для награждения |
у |
с |
у |
о |
п |
с |
р | |||||
9. Осуществление работы по профессиональному продвижению кадров |
п |
п |
п |
п |
п |
о |
п |
п |
п |
с |
р | |
10. Рассмотрение писем, жалоб, заявлений |
п |
о |
с |
р | ||||||||
11. Осуществление трудовой мотивации персонала |
п |
п |
п |
п |
п |
о |
п |
п |
п |
с |
р | |
12. Совершенствование стиля и методов работы с персоналом |
о |
с |
р | |||||||||
13. Анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала и т.д. |