По окончании беседы сотрудникам предлагалось заполнить графу "Стремления и ожидания". Подавляющее большинство восприняли эту возможность с большим интересом, однако попросили отсрочку, чтобы обдумать и сформулировать. Оказалось, что при предварительном знакомстве с анкетой всерьез над этим мало кто задумывался, по-видимому, воспринимая как формальность. Руководитель подчеркнула, что хочет не только сохранять сотрудников в компании, но и содействовать их развитию, а для этого сотрудники и сами должны думать о своем развитии. Остается добавить, что все подписали оценочные листы и согласились с результатами оценки своей деятельности.
Хотя собеседования продолжались всего в течение двух дней, оба участника - и генеральный директор, и консультант - отметили колоссальную усталость. Когда аттестация проводится серьезно, когда заинтересован в каждом человеке и "направлен" на него, неизбежны моральные перегрузки. При этом не было ни одного конфликта, по итогам каждого собеседования достигалось согласие. Сотрудники выходили из кабинета с улыбкой, большинство говорили "спасибо".
Выводы и результаты. Первый опыт проведения оценки деятельности стал удачным. По итогам был составлен план обучения с учетом реальных потребностей и пожеланий. И руководитель, и подчиненные получили обратную связь. Стало понятно, что на полпути останавливаться нельзя, процедуру надо сделать регулярной, чтобы не потерять наработанное за год. Возможно, в дальнейшем имеет смысл уменьшить количество критериев и привлекать к собеседованию других руководителей. А в ближайших планах - вернуться к "стремлениям и ожиданиям" сотрудников.
Вариант 7
1. Обучение и развитие персонала как часть общей стратегии организации.
2. Характеристика системы обучения персонала в конкретной организации. Пути совершенствования существующей системы развития персонала.
Методические рекомендации по выполнению
1. Ответ на данный вопрос должен содержать основные понятия и концепции обучения персонала. Какие существуют виды и методы обучения кадров? Какова роль службы управления персоналом в организации обучения кадров?
2. Ответ на этот вопрос должен содержать практический опыт конкретной организации в части обучения персонала. Вначале необходимо дать описание сферы деятельности организации (предприятия) (отраслевую принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам:
- место расположения, юридический адрес;
- организационно-правовая форма;
- организационная структура, с перечнем функций структурных звеньев;
- основные виды деятельности предприятия (продуктовые бизнес-направления): функции, области применения
Далее описывается система обучения персонала в организации, выявляются недостатки (если они есть) и приводятся рекомендации по совершенствованию существующей системы. Практический пример обучения правилам безопасности труда приведен ниже.
Обучение и инструктажи по безопасности труда на УИ ЦЗ.
Работа на таком предприятии, как целлюлозный завод, требует специальных знаний по безопасности труда. Обучение и инструктажи по безопасности труда носят непрерывный многоуровневый характер. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения возлагается на руководителя предприятия. Контроль за качеством и своевременностью обучения по безопасности труда осуществляет отдел охраны труда.
Инженерно-технические работники завода, связаннее с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, подвергаются периодической проверке знаний по безопасности труда не реже одного раза в три года.
Виды, периодичность, сроки и порядок обучения и инструктажей по безопасности труда установлены ГОСТ 12.0.004-90.
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют:
1. Вводный
2. Первичный на рабочем месте
3. Повторный
4. Внеплановый
5. Целевой
Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы или должности, с командированными, учащимися или студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят индивидуально со всеми вновь принятыми на предприятие или переведенными из одного подразделения в другое, со студентами и учащимися, прибывшими на производственную практику.
Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-курсовых комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 .14 смен (в зависимости от характера работы) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных распоряжением по цеху. Допуск к самостоятельной работе осуществляется после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
Повторный плановый инструктаж проходят все рабочие, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы 1 раз в 3 месяца, по утвержденной для данной профессии программе или вида работы инструкции.
Внеплановый инструктаж проводят при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда,
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, исходного сырья и материалов;
- при нарушении работающими требований безопасности труда, приведших к несчастному случаю или аварии;
- по требованию органов надзора;
- при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а остальных работ - 60 дней.
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, ликвидации последствий аварий, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ: записью в журнале регистрации инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
Вариант 8
1. Управление поведением персонала организации. Мотивация трудовой деятельности.
2. Характеристика существующей системы мотивации в конкретной организации. Предложения по совершенствованию системы мотивации.
Методические рекомендации по выполнению
1. Отвечая на данный вопрос, нужно рассказать, в чем проявляется эффективное для организации поведение ее сотрудников и что влияет на поведение людей в организации. Приведите перечень стимулирующих систем в организации.
2. Ответ на данный вопрос предусматривает характеристику системы мотивации персонала в конкретной организации. Что бы Вы предложили по ее совершенствованию?
Вначале необходимо дать описание сферы деятельности организации (предприятия) (отраслевую принадлежность), а также провести описание по следующим характеристикам: