Не случайно поэтому в ряде философских и психологических концепций человека фиксируется так называемая процессуальная составляющая смысла жизнедеятельности в отличие от результативно-целевой. В экзистенциалистических концепциях по существу утверждается в качестве основной идея жизнедеятельности как основного смысла жизни. Идеи самоактуализации как высшего уровня творческого развития личности, идущие в основном от клинической и психотерапевтической практики, также акцентируют внимание на процессуальной стороне профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Исходим из позиции, в соответствии с которой результативно-целевая и процессуальная составляющие образуют два одинаково важных полюса целостной структуры человеческой жизнедеятельности и одновременно два относительно независимых, но взаимосвязанных истока формирования и развертывания личностного потенциала.
В чем же суть трактовки содержательно-смысловых мотивационных образований как потенциала личности, как особых психологических возможностей? Ведь традиционная трактовка состоит в том, что это скорее "цели", чем "средства", это образования, которые характеризуются скорее как то, что я "хочу", в отличие от того, что я "могу". Однако автор считает, что профессиональный и общеличностный потенциал человека не сводится к чисто деятельностному его потенциалу и включает также своеобразные мотивационные средства организации жизнедеятельности личности.[10]
С позиций развиваемой автором зональной теории мотивации можно выделить два аспекта характеристики содержательно-смысловых образований как психологического потенциала личности. Первый аспект, уже намеченный выше, заключается в том, что богатство побуждений содержательно-смыслового плана обеспечивает соответствующее богатство деятельностных проявлений и достижений личности. Неудовлетворенность действительностью стимулирует деятельностное взаимодействие с нею, реализация мотивационной установки целевого типа создает более благоприятные условия для жизнедеятельности, в широком смысле слова повышает динамический потенциал человека. Это, в свою очередь, создает основу для проявления новых неудовлетворенностей, постановки новых, более сложных и вместе с тем привлекательных задач. Очень важным моментом при этом является то, что без мотивационных образований содержательного типа человек не может полноценно удовлетворять свои функциональные потребности в различных видах активности: моторной, рецепторной, эмоциональной, интеллектуальной, организационно-коммуникативной и т.д.
Второй аспект содержательно-смыслового потенциала личности состоит в своеобразном резерве, перспективной области творческого развития личности. Идеалы, ценностные ориентации, жизненные цели не только выполняют смыслообразующую и мобилизующую функцию, но и являются совершенно необходимым компонентом детерминации развития личности в отличие от детерминации ее функционирования.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, но содержательные мотивационные установки типа целевых выполняют функцию средств мотивационной регуляции динамического типа, когда мотивационная детерминация начинается с потребности в самом процессе деятельности и нуждается в совершенно необходимом дополнении в детерминации, связанной с заключительным целевым моментом деятельности. Причем в идеальном случае - гармонии содержательных и динамических побуждений - человек получает возможность адекватно реализовать как динамические, так и содержательно-смысловые возможности, а при некоторой избыточности содержательных установок получает еще и возможность стимулировать развитие деятельностных возможностей.[11]
Интересно отметить, что, подобно избытку деятельностного потенциала личности, избыток его мотивационного потенциала также должен быть не чрезмерным, а оптимальным для того, чтобы он успешно выполнял стимулирующую функцию в развитии. Идеалы и жизненные цели, оторванные от реальности, практически нереализуемые, чрезмерно завышенные притязания, как правило, не столько стимулируют развитие деятельностного потенциала личности, сколько блокируют его развитие, а нередко и реализацию.
Таким образом, диалектика мотивации в данном отношении такова, что деятельностные возможности определяют формирование соответствующих потребностей в деятельности или функциональном покое, а мотивационные установки целевого типа выполняют функцию средств мотивационной организации этой деятельности и составляют также своеобразный смысловой потенциал личности.
В некотором смысле можно сказать, что, чем выше тот или иной потенциал, тем лучше: ведь потенциал - это резерв, который гарантирует наивысшие достижения. Но практика показывает, что потенциал не обходится человеку даром: его поддержание на достигнутом уровне требует достаточно больших и специфических затрат. Возможности таких затрат и определяют некоторый оптимальный уровень потенциала, к которому человек интуитивно приходит в своих значимостных оценках разных сторон мотивационной системы. В данном случае речь идет о затратах на формирование и содержательно-смысловых образований мотивационной системы человека.
Обобщение конкретных исследований управленческой деятельности, как и любой другой, позволяет сделать вывод о том, что существуют два принципиальных типа блокирования продуктивной деятельности, которые можно условно обозначить вербальными формулами "хочу, но не могу" и "могу, но не хочу" (то есть нет интересов, желаний, потребностей). Последний тип блокирования деятельности - один из самых драматических. Нелегко управлять человеком с богато развитой личностью и завышенными притязаниями, но не менее трудно управлять и человеком с крайне бедной сферой интересов и потребностей.[12]
По аналогии с механизмами блокирования, стимулом развития личности может быть либо опережающее развитие потребностей по отношению к способностям, либо, наоборот, опережающее развитие способностей, функциональных возможностей по отношению к потребностям. Первый тип стимуляции как раз отражает ведущую роль содержательно-смыслового, потребностного потенциала личности в детерминации ее профессионального и общеличностного развития. Это многообразные приемы управленческого и воспитательного воздействия на личность через сознание, информирование, убеждение, внушение, предъявление правового, нравственного или административного требования и т.д. Характерно, что личность при этом рассматривается именно как активный субъект жизнедеятельности, который в принципе все может понять, усвоить и реализовать усвоенное в продуктивной деятельности. Второй тип стимулирования развития потенциала состоит во включении человека в деятельностные или коммуникативные взаимодействия без предъявления каких-либо требований или постановки задач, с расчетом на то, что в ходе этих взаимодействий сформируются именно те мотивационные установки, потребности и позиции, которые необходимы воспитателю или руководителю. Это реализация деятельностного подхода, формирования личности в труде и общении. Такой подход по существу рассматривает личность скорее как объект воздействия чем субъект. Здесь предполагается, что деятельностные взаимодействия человека с действительностью богаче в потенциальном плане, чем его внутренние психические образования типа мотивационных установок.