Внешний вид и манеры общения и поведения не всегда адекватны внутренней сущности человека, "показной лоск" может ввести в заблуждение, но, как правило, внешнее и внутренне совпадают, в чем можно легко убедиться, наблюдая за людьми внимательно. Сформировать внешнюю культуру поведения под силу любому человеку, который этого пожелает. На помощь ему приходит такое образование культуры, как этикет. В широком смысле слова этикет представляет собой правила вежливого поведения в стереотипных ситуациях человеческого общения, сложившиеся на протяжении веков. В отличие от морали эти правила конкретны, их нужно знать и соблюдать, что в свою очередь требует определенных навыков. Этикет действует там, где он принят и язык его понятен всем общающимся людям, он диалогичен.
Государственная служба предполагает определенный стиль поведения и его регламентацию, основанные на идущих из истории, но сохранившихся и поныне иерархичности и ситуативности. Этикет выступает знаковой системой особого рода, где тот или иной жест, слово, форма одежды, размещение в пространстве и за столом в соответствии с принятым порядком несут определенную смысловую нагрузку. Знание этикета было обязательно для дворян и отличало их от людей других сословий. Чиновники-дворяне владели им в совершенстве. Придворный этикет или церемониал соблюдался очень строго, его нарушение могло стоить человеку не только карьеры, но и жизни.
Примером наиболее строгого этикета является дипломатический протокол, который вводит в практику кодифицированные правила церемониала и контролирует их соблюдение. Его нарушение чревато подчас большими осложнениями в отношениях между странами и порой расценивается как оскорбление национальной чести.
В настоящее время стало широко употребимым понятие "деловой этикет" как кодекс определенных правил, регулирующих и регламентирующих культуру служебного общения. Естественно, возникает вопрос: кем они разрабатываются и почему закрепляются в обществе? Значительная их часть складывалась в процессе деловых контактов на договорной основе общепринятых форм вежливости и взаимного уважения. Большую творческую лепту в их разработку вносят специалисты по менеджменту, его практики и теоретики. В Америке и Европе существуют институты хороших манер, задача которых состоит в разработке и кодификации оптимальных моделей и правил человеческого общения на его разных уровнях, особенно в деловых отношениях.
Основу делового этикета составляют принципы, которые могут быть перенесены и на деятельность государственных служащих, так как предполагают гармонизировать, дисциплинировать и наиболее эффективно организовывать их деятельность.
Правила, вытекающие из принципа "делать все вовремя", можно рассматривать как дисциплинарные, упорядочивающие деятельность, предписывающие точность во времени и в организации своих дел, исполнение собственных обещаний, ответственность за свои слова, предусмотрительность в высказываниях и заявлениях. Все это имеет непосредственное отношение к культуре личности, поскольку свидетельствует о самоконтроле, самоограничении, самодисциплине. Как показывает практика, самым трудным принципом для государственного служащего, которому приходится решать сложные административно-профессиональные задачи и в течение дня контактировать с множеством людей, является необходимость сохранять любезность, доброжелательность и приветливость. Научиться этим качествам почти невозможно даже в формальном смысле. Если они не базируются на том, что мы называем духовной культурой человека и не стали его внутренней мироориентацией, изначальной установкой на отношение к людям, то никакая приветливость, улыбчивость не скроют подлинной сути характера должностного лица. Хорошие манеры, тактичность, деликатность и внимательность - внешнее отражение духовной сущности человека.
Глубокий смысл заключен в требовании особого внимания к внешнему облику государственного служащего. Дело в том, что визуально воспринимаемый образ отражает не только эстетический вкус, но и интеллект служащего, понимающего, что и когда соответствует месту, времени, делу. Нужно заметить, что одним из первых признаков культуры с давних времен считается чистоплотность. Опрятность одежды и ее функциональность также имеют отношение к уровню общей культуры человека. Одним из главных показателей личной культуры является умение говорить и писать хорошим языком. Известно, что отличить интеллигентного человека от неинтеллигента легче всего по языку, стилю и манере разговора.
Таким образом, освоение этикетной культуры является обязательным условием культуры общения. Один из ее показателей — умение осуществлять коммуникативную деятельность с представителями всех уровней власти и людьми, находящимися вне сферы управления. Включенность государственного служащего в разные социальные слои делает частные особенности его личности общественно значимыми. Конкретные правила ведения беседы, переговоров, произнесения речей, приветствий, поздравлений и т.п. можно узнать в специальной литературе, в отдельных главах этого учебного пособия. Важно помнить, что умение говорить и особенно писать только отчасти "божий дар", в действительности же это является результатом длительной работы над собой, выработки определенных речевых навыков, т.е. это тоже область духовной культуры, духовного развития человека.
Этикет в контексте духовной культуры — это галантность, деликатность, общительность, благодарность (в самом широком смысле слова). Внешняя культура поведения вполне совместима с деловитостью. Усвоение формальных правил достойного поведения облагораживает душу, оказывает обратное воздействие: от внешнего к внутреннему.
Считается, что наличие этикета и следование определенному протоколу способствует укреплению авторитета власти и повышению социального статуса государственного служащего. Можно говорить о внешней стороне проявления стандартов и процедур: от порядка организации работы с населением до манер поведения государственного служащего, от состояния системы делопроизводства до организации приема посетителей и т.д. Следование общепринятым нормам направлено на создание условий для реализации законов, обеспечивающих соблюдение личных и государственных интересов. При этом установленные процедуры не должны служить лишь целям должностных лиц. Умение работать с людьми, проявлять человечность в соединении с требовательностью и выдержанностью позволяют опытному государственному служащему быстро и эффективно решать самые серьезные проблемы. Уважая в себе личность и собственное достоинство, здравомыслящий человек понимает, что каждый, с кем он имеет дело, также рассчитывает на признание его личности и достоинства.
Возникает вопрос: каким способом лучше всего выразить это признание, чтобы не показаться лицемерным, неучтивым, приниженным, навязчивым и т.п.? С человеком, не умеющим себя достойно вести и корректно обращаться с людьми, трудно иметь дело. Об этом необходимо помнить тем более, что для некоторых людей внутренние рамки "вседозволенности" достаточно широки, и их внешнее проявление воспринимается обществом как не вполне соответствующее их социальной роли. Усвоение правил этикета в служебном общении устраняет проявление лести и подхалимажа, откровенного заискивания или подобострастия. Этикет подразумевает культуру достоинства. Именно поэтому главным в классическом этикете всегда оставалось требование самоконтроля,' умения сдерживать собственные эмоции и не выплескивать на окружающих свое "дурное настроение". Все это считается неприличным. Этикет исключает склоки, злорадство, сплетни (как самые низкие свойства натуры), особенно в сфере деловых отношений. Он накладывает запрет на распущенность, грубость, фамильярность.