Руководитель достаточно высокого ранга характеризуется, в частности, высокоразвитыми возможностями актуализации и удержания в актуальном состоянии значительного количества таких установок, реализующихся затем в том или ином временном порядке. На другом полюсе можно видеть людей, стремящихся к своеобразной "организационной простоте" в построении своей жизнедеятельности, проявляющих тенденцию смещать заботы, тревоги, текущие и тем более перспективные задачи в абстрактное будущее, упрощать и обеднять текущие задачи, жить сегодняшним днем, не завышать уровня притязаний и не перегружать себя трудными для переживания и сложными для реализации мотивационными установками.[5]
А.С.Макаренко, а затем К.Левин неоднократно обращали внимание на важность формирования у человека побуждений перспективного плана, которые облегчают воспитание, управление, повышают моральную устойчивость личности, обеспечивают более полноценное ее психологическое существование. Любой психотерапевт и психолог, знакомые с психотерапевтической практикой, прекрасно осознают огромное значение актуальных побуждений как своеобразность смыслового потенциала личности ив то же время опасность мотивационного вакуума, исчерпания интересов, потребностей, мотивов, целей как состояния, способствующего разочарованию в жизни, неудовлетворенности, аморальному поведению и суицидальным тенденциям. В этом отношении важным аспектом личностного потенциала человека является его временной потенциал, т.е. характеристика временного пространства его переживаний, планирования и осуществления деятельности, его актуальной временной зоны. В ходе онтогенетического развития происходит огромное расширение актуальной временной зоны жизнедеятельности. Однако люди психопатического склада, алкоголики, бомжи нередко склонны жить даже не сегодняшним днем, а буквально часами. В ряде психотерапевтических рекомендаций до сих пор звучат призывы отказаться от перспективных мотивационных установок как трудных или нереальных и жить сегодняшним днем. Между тем наличие даже не всегда реальной положительной перспективы, сохранение жизненной цели, идеалы и веры в них как своеобразного "светлого огонька" в текущей рутине жизни - это совершенно необходимое условие стабильности личности, ее устойчивости по отношению к жизненным трудностям.[6]
Таким образом, подводя предварительный итог, можно сделать вывод о существенно иной разновидности психологического потенциала, чем собственно деятельностный. Вместе с тем нельзя не признать и другое: среди не только практиков, но и психологов бытует точка зрения, согласно которой потребности, мотивы, цели и другие мотивационные образования трактуются как нежелательные, отрицательные состояния, нарушения "гомеостатического равновесия", как состояния нужды, необходимости, от которых следует как можно быстрее избавиться.[7]
Действительно, любая мотивационная установка включает в себя неизбежно момент противоречия между желательным и наличным состоянием действительности, момент неудовлетворенности последним, момент страдания. Без такого противоречия по существу и не формируется механизм мотивационной стимуляции поведения. Можно ли и нужно ли в принципе освободить человека и человечество от таких состояний?
Человек и человечество в целом стремится удовлетворить все потребности и тем самым как бы избавиться от них. Однако диалектика жизнедеятельности такова, что, стремясь удовлетворить все конкретные потребности и задачи, человек не может существовать без актуальных потребностей и задач вообще как смыслообразующих и стимулирующих эту жизнедеятельность. Он должен действовать, удовлетворять природно присущие ему потребности в разнообразных видах деятельности, а для этого ему нужно актуализировать и соответствующие потребности целевого типа (в отличие от процессуальных). Поэтому и общество, и отдельный человек, удовлетворив или подготовив удовлетворение одних потребностей, должны позаботиться о формировании, воспитании, актуализации других. Завоевания общества и богатство отдельной личности состоят не только в удовлетворенных или гарантированных потребностях, но и в активированных.[8]
Общественный прогресс и развитие личности в этом плане состоят не в том, чтобы избавиться от актуальных задач, целей, потребностей как таковых, а в том, чтобы, решив одни задачи, сразу же поставить другие, более достойные, творческие, но не менее трудные. Прогрессивное развитие заключается, следовательно, не в том, чтобы избавиться от трудностей, функционального напряжения, борьбы, а в том, чтобы освободить человека от нежелательных видов напряжения, заменив их на более достойные и творческие, хотя и не менее трудные. Прогресс общества и личности освобождает человека от целого ряда суровых и трагических "необходимостей", создает прочные гарантии достойного существования человеческой личности. Но вопреки широко распространенной иллюзии сама необходимость не уходит и не должна уходить из жизни человека, точно так же как не может и не должен уходить идеал как таковой по мере реализации конкретных идеалов. И когда это в какой-то степени происходит, это обычно составляет основу ряда негативных тенденций в обществе и в отношении личности.
Мотивационный вакуум, обеднение интересов, влечений, потребностей, когда одни удовлетворены, а другие не успели актуализироваться, сформироваться, — одна из самых тяжелых трагедий человеческой личности, разрушающая ее психологически, нравственно и физически.
В условиях крайне тяжелой борьбы за существование сложилось и закрепилось в идеалах и религиозных представлениях мнение о том, что счастье человека состоит в избавлении от всех и всяческих потребностей, в состояниях типа райского блаженства или нирваны, т.е. полного отсутствия актуальных и "гнетущих" человека потребностей. Даже наши социальные задачи нередко формулировались как задачи полного удовлетворения всех потребностей человека. Однако научно-психологические исследования и социальная практика все более убеждают нас в том, что такая трактовка идеала человеческой жизни совершенно неоправданна: достижение такого состояния не только нежелательно в нравственном плане, но и невозможно в принципе в силу самой природы деятельной направленности человека как субъекта, чуждого чистого иждивенчества и чистого потребительства. Состояния удовлетворенности, складывающиеся вне деятельности самой личности под влиянием предоставленных извне благ, зрелищных или музыкальных возбуждений, наркотических средств и т.д., — это суррогатные состояния, уже сейчас составляющие значительную часть негативных явлений или предрасполагающих к ним тенденций.[9]
Психологическое изучение многих профессий и ряда ситуаций жизнедеятельности личности выявили огромное значение так называемых функциональных потребностей в самых разнообразных видах активности: двигательной, рецепторной, эмоциональной, интеллектуальной и т.д. Низкий уровень удовлетворения таких потребностей, депривации, монотонии и т.д. составляют одну из трудностей многих видов профессиональной деятельности, а также особенности городского образа жизни с его адинамией и другими депривациями.