Говорят в среде японских менеджеров бытует мнение: «Если менеджер не может развернуть систему 5S- то он не может ничего, если сможет сделать это- он сможет всё». В чем же суть этой системы, и почему ей придается такое значение?
Глубинное преобразование любого предприятия всегда затрагивает рабочие места – «клеточки предприятия».Система же 5S и представляет собой оздоровление этих «клеточек»,позволяющие преобразовать весь «организм»- предприятие. Своё название она получила от первых букв японских слов в латинской транскрипции:
Seiri (организация) - удалить с рабочего места всё ненужное и не плодить ненужные предметы;
Seiton (аккуратность) - расположить предметы в порядке, наилучшим образом отвечающем требованиям безопасности, качества и эффективности работы;
Seiso (уборка) - регулярно проводить тщательную уборку и проверку наличия и исправности оборудования, инструментов, инвентаря, придерживаться правила «чисто там, где не сорят»;
Seiketsu (стандартизация) - с помощью системы указателей, бирок с надписями и инструкциями установить на производстве такой порядок, чтобы любое отклонение от нормы обнаружилось с первого взгляда;
Shitsuke (дисциплина) - соблюдать установленные правила поведения и нормы общения, поддерживать атмосферу взаимопомощи и доброжелательности в отношениях между людьми. /2/
Система 5S позволяет создать светлые и чистые рабочие места, на которых нет ничего лишнего, но есть всё необходимое для максимально эффективной работы. Материалы и инструменты располагаются в порядке, обеспечивающем удобство и безопасность их использования. Рабочие операции осуществляются без лишних движений. И такое состояние поддерживается и периодически совершенствуется. Но, самое главное, что у рабочего появляется уверенность в том, что он может решать более сложные задачи./3/
Идеи системы 5S просты и легки для понимания. Трудна их реализация. Она предполагает разрушение многих стереотипов в сознании работников и формировании новых привычек. А это нельзя сделать быстро. Поэтому критическим фактором успеха в применении системы 5S является процедура её развертывания.
Но если руководство предприятия, на котором развертывается система 5S, проявит настойчивость, терпение и тщательность, то вознаграждение не заставит себя ждать. Подтверждением тому могут служить результаты внедрения на одном из предприятий российской модификации системы 5S- системы «Упорядочение»./4/
Освоение системы 5S,как и любой масштабной системы преобразования организации, невозможно без лидирующей роли её руководства. Поскольку она может применяться не только там, где непосредственно выпускается продукция, но и в непроизводственных подразделениях, то для управляющих высшего и среднего звена едва ли не лучший способ прочувствовать возможности этой системы и трудности на пути её внедрения- использовать её в своей работе. Разумеется, развертывание системы 5S в офисе должно производиться по определенной процедуре, которая требует от человека постоянной и целенаправленной работы над собой./3/
Одним из интересных превращений последнего времени является переход в практике и теории управления от управления поставками (supply management), к управлению цепочками поставок(supply chain management)- управление логистическими цепочками.
Сущностью понятия «логистическая цепочка» является рассмотрение при анализе хозяйственной деятельности, всей цепочке(точнее сети) ,проходя по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и, затем, через систему продаж, попадает к конечному потребителю.
Понятие «управление продажами» включает в себя одностороннее рассмотрение происходящего только на последнем этапе логистической цепочки, а главное на очень коротком - самое большее: продавец – потребитель. Естественно, в качестве начала и конца «звена» могут выступать самые различные объекты - оптовые и розничные фирмы, реселлеры, производители и конечные потребители. Причем рассмотрение ведется, как правило с точки зрения «выталкивания товара» на рынок. Но даже здесь есть место для применения расширенной концепции логистических цепочек. Анализ «функционирования» системы продаж во всей её сложности, включая предыдущую и последующую стадии продажи, позволяет поднять анализ происходящего на новый уровень./5/
Сущность анализа логистических цепочек очень проста и сводится к ряду очевидны, но не тривиальных факторов:
- стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки, а самым критическим образом только на последней стадии-при продаже конечному потребителю;
- на стоимости товара критическим образом сказывается «общая эффективность операций», в том числе транспортных и маркетинговых, по всей логистической цепочке, а не только на пути конкретной продажи;
- наиболее управляемыми, с точки зрения стоимости, являются как раз начальные стадии- стадии производства товара, а наиболее чувствительными - последние, то есть продажные./8/
Система управления логистическими цепочками позволяет решать следующие типичные проблемы:
1. Какова должна быть структура складов сырья и готовой продукции для уменьшения операционных издержек
2. Каким образом оптимизировать схему транспортных операций
3. Где производить товар для поставки на конкретный региональный рынок.
Следует отличать управление логистическими цепочками от управления дистрибуцией. Последнее, хотя имело дело с «сетью», более сфокусировано на вопросах наличия товара на складах, нежели проблемах общей стоимости операций./4/
Однако, вернемся к логистическими цепочкам. Уже сама по себе логистическая цепочка представляет собой весьма интересный инструмент управления бизнесом. Но, кроме того, с использованием соответствующих финансовых инструментов возможно создание «виртуального бизнеса» из распределенной системы нескольких компаний, охватывающего полный «жизненный цикл» товара, или, наоборот, распределение одной компании на несколько «виртуальных бизнесов».
ТМР является инновационным японской концепции. Происхождение ТМР можно проследить до 1951 года, когда профилактика была внедрена в Японии. Однако концепция профилактики была взята в США.
«Всеобщий уход за оборудованием» (Total Productive Maintenance) — набор методов, направленных на то, чтобы каждый станок постоянно находился в работоспособном состоянии, а производство никогда не прерывалось.
ТРМ - «Всеобщий уход за оборудованием», в основном служит улучшению качества оборудования, ориентирован на максимально эффективное использование благодаря всеобщей системе профилактического обслуживания. /4/
Акцент в данной системе делается на предупреждение и ранее выявление дефектов оборудования, которые могут привести к более серьёзным проблемам.
В ТМР участвуют операторы и ремонтники, которые вместе обеспечивают повышение надежности оборудования. Основа ТМР- составление графика профилактического техобслуживания, смазки, очистки и общей проверки.