Исходные данные для принятого проекта определяются с использованием сведений об аналогичных проектах или экспериментальным путем.
Классификация основных типовых функций фирмы/предприятия приведена ниже.
Проектирование организационной структуры фирмы/предприятия
Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям организации, а также внутренним и внешним факторам. Оптимальная структура организации позволяет наиболее результативно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять труд и направлять усилия сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиента и достигать целей организации с высокой эффективностью. При выполнении данной практической работы задача проектирования организационной структуры фирмы/предприятия решается на концептуальном уровне (возможно многовариантное решение).
Работа выполняется в 3 этапа:
Этап 1.
Формирование функционально-структурной матрицы осуществляется в форме таблицы в следующей последовательности:
определяются и записываются (в левую вертикальную колонку) все основные функции деятельности (пользуясь классификацией типовых функций фирмы/предприятия);
ориентируясь на принятый перечень функций, формируется перечень должностей/структурных подразделений фирмы/предприятия, который записывается в верхнюю горизонтальную строку;
в соответствующих ячейках матрицы отмечаются и раскрываются функциональные обязанности должностей/структурных подразделений.
Основные функции деятельности |
СТРУКТУРА (подразделения/должности) | ||||
Президент/ директор |
Бухгалтер |
… |
Специалист по сбыту |
… | |
1. Управленческие функции | |||||
1.1. Планирование |
Организация всех видов планирования |
Планирование сбыта | |||
… | |||||
1.7. Экономика, финансы, бухгалтерия |
Экономика, финансы |
Бухучет, анализ, отчет | |||
… |
Продолжение таблицы.
4.1. Реализация товара |
Контроль |
Учет оперативный |
Ответственность за реализацию |
Этап 2.
Разработка схемы организационной структуры фирмы/предприятия.
На базе функционально-структурной матрицы разрабатывается блок-схема, отображающая организационную структуру фирмы/предприятия.
В схеме в виде блоков фиксируются все структурные подразделения/должности с учетом иерархии подчинения (смотри пример на рисунке).
Рисунок 1. Пример схемы оргструктуры фирмы/предприятия
Этап 3.
Детализация функциональных обязанностей структурных подразделений/должностей.
По каждой должности/структурному подразделению детализируются функциональные обязанности (права и ответственность).
Наделение сотрудников фирмы соответствующими правами и обязанностями предполагает достаточно четкое формулирование должностных обязанностей и распределение заданий и ответственности.
Классификация основных типовых функций фирмы/предприятия
Управленческие функции
Планирование;
Организация;
Мотивация/Управление;
Координация;
Контроль;
Маркетинг, реклама;
Экономика, финансы, бухгалтерия.
Производственные функции (функции основной деятельности)
Подготовка производства (операций основной деятельности);
Осуществление технологических операций (производство);
Управление (оперативное) производством, диспетчирование;
Технологическое и инструментальное сопровождение производства;
Обеспечение энергией, наладка, ремонт.
Обеспечивающие функции
Разработка товаров/услуг/технологий;
Материально-техническое снабжение (закупочное обеспечение);
Обеспечение хранения;
Обеспечение охраны.
Специальные функции
Сбыт/реализация товара;
Оказание услуг.
Выбор функций и, при необходимости, их детализация осуществляется на основе анализа ситуационного моделирование этапности развертывания проекта.
Контрольная работа 4. "Бизнес-планирование".
Контрольная работа ставит своими целями:
· формирование у студентов исходных навыков создания собственного дела или развертывания порученного проекта программы;
· моделирование действий менеджера предпринимательского типа по бизнес планированию;
· получение студентами исходных навыков разработки основного подраздела бизнес-плана - "План доходов и расходов".
Порядок выполнения процедур контрольной работы:
1. Студенты изучают методические указания, уясняя:
· назначение бизнес-плана и значение его разработки для успешного развертывания нового бизнес-проекта/процесса;
· необходимую для разработки бизнес-плана;
· состав основного раздела - "Финансовый план";
· форму, содержание и порядок разработки основного подраздела - "План доходов и расходов".
2. Применительно к принятой (в рамках выполнения КР 1) теме разрабатывается (по основным статьям) план доходов и расходов. Для первого года развертывания проекта (после запуска) план разрабатывается с месячной разбивкой, для 2-го и 3-го годов - в разрезе обще годовых показателей. К плану составляется краткая пояснительная записка.