Выполнение контрольной работы предусмотрено учебным планом. Этот вид самостоятельной работы студента позволит повысить общетеоретичную и специальную подготовку, даст возможность приобретения навыков при изучении дисциплины и учит их самостоятельно мыслить.
Тематика контрольных работ утверждается кафедрой согласно рабочей программы дисциплины. Тема контрольной работы выдается преподавателем, ведущим дисциплину, и фиксируется на бланке задачи.
При выполнении работы необходимо соблюдать требования к ее структуре и оформлению в соответствии с действующими государственными стандартами:
ДСТУ 3008-95 "Документальные отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления";
ГОСТ 2.105.05 "Общие требования к текстовым документам";
К контрольной работе предъявляются следующие требования:
Работа выполняется в объеме 10-25 страниц машинописного текста (формат А4), в зависимости от номера практического задания;
Недопустимо изменение темы без согласования с преподавателем;
Текст контрольной работы не должен полностью дублировать текст первоисточника;
Используемый фактический и цифровой материал должен иметь ссылки на источник;
Работа должна быть представлена на проверку за месяц до экзаменационной сессии;
Защита контрольной работы проводится в период экзаменационной сессии;
Студент должен показать знания по основным вопросам темы контрольной работы.
Учебный курс "Основы менеджмента" рассчитан на 2 семестра. Первый семестр заканчивается зачетом, к нему допускаются студенты, успешно защитившие контрольные работы № 1, 2, 3.
Второй семестр заканчивается экзаменом, к нему допускаются студенты, успешно защитившие контрольные работы № 4, 5, 6, 7.
Контрольная работа 1.
"Планирование проекта".
Контрольная работа ставит своими целями: формирование у студентов исходных навыков генерации бизнес-идей, адаптированных к реальным условиям регионального рынка:
· моделирование действий менеджера предпринимательского, типа, по формированию плана основных мероприятий по развертыванию проекта малого бизнеса; сметы затрат для осуществления этих мероприятий;
· получение студентами исходных навыков разработки план-графиков (по методике "плановые графики Гантта")
Порядок выполнения процедур контрольной работы:
Студенты индивидуально, используя приведенные в параграфе 3 "Типовые проекты малого бизнеса", выбирают с помощью бизнес-консультанта (преподавателя) тему проекта малого бизнеса, принимаемого для разработки.
По принятой теме разрабатывается комплекс основных мероприятий по развертыванию данного проекта. Работа выполняется с привлечением (при необходимости) бизнес - консультанта / топ - менеджера и использованием приведенных ниже "Типовых мероприятий по подготовке и реализации проектов малого бизнеса", в соответствии с приведенными методическими указаниями " Плановые графики Гантта". После каждого из мероприятий по развертыванию проекта приводится количество затраченного времени и денежных средств на выполнение менеджером данного мероприятия.
На основании этих данных строятся смета затрат на запуск данного проекта и типовой график Гантта.
Трудоемкость работ и длительность циклов определяется с привлечением данных о подобных проектах и экспертных оценок.
Типовые мероприятия по подготовке и реализации проектов малого бизнеса
I. Подготовительный этап
1.1. Изучение темы / существа проекта по виду деятельности;
1.2. Изучение сегмента рынка, прогноз спроса (объема деятельности);
1.3. Определение участников;
1.4. Разработка бизнес-плана (эскизного проекта);
1.5. Изыскание исходного капитала / определение источника финансирования;
1.6. Подготовка проектной документации;
1.7. Согласование проектной документации;
1.8. Решение о расположении (помещение / территория): аренда, приобретение, взнос, строительство;
1.9. Определение юридического статуса организации.
II. Формирование организации
2.1. Подготовка планировок (схема размещения);
2.2. Подготовка помещений (ремонт, перепланировка, технические системы);
2.3. Приобретение оборудования, материалов (вспомогательных), оснащения;
2.4. Монтаж, отладка и запуск оборудования;
2.5. Набор людей, обучение;
2.6. Приобретение оборотных товаров / материалов;
2.7. Разработка оргструктуры, положений, оргсистем;
Определение этапности запуска / постановки деятельности.
III. Запуск / освоение проекта
3.1. Разработка / освоение технологии деятельности;
3.2. Постановка оргсистем (учет, маркетинг, оперативное планирование, движение ресурсов, оплата, транспортное обеспечение, взаимодействие, управление);
3.3. Реклама, презентации;
3.4. Опытная эксплуатация, отладка;
Оценка эффективности
Плановые графики Гантта.
В приложении А приведен пример построения графика планирования проектов Гантта. График преследует двоякую цель. Первая из них заключается в том, чтобы установить априорно ступени, стадии или фазы работы, которая должна быть выполнена для того, чтобы довести до практических результатов проект, связанный с системой не повторяющегося типа. Второе назначение графика заключается в том, чтобы дать возможность плановику проверить, каким образом осуществляется план, иначе говоря, проследить за ходом выполнения плана за заданный период времени. Эти две цели пронизывают весь план. Их можно формулировать и так: 1) составить план и 2) обеспечить его выполнение.
Однако неявно существует еще и третье намерение или цель. В каждом проекте предусмотрены технологические последовательности, ограничивающие возможности чередования работ, из которых складывается выполнение проекта. Из совокупности всех возможных чередований работ нам хотелось бы найти наилучшее.
На рисунке видно, что составление проекта начинается с перечисления работ, представляющих собой его компоненты, или "строительные блоки". Для того, чтобы осуществить проект, эти работы надо выполнить в определенном последовательности. Первой стадией обычно является умозрительный процесс планирования, который мы назвали фазой планирования. Таким образом, построение самого графика представляет собой, так сказать, "предплан". На протяжении реальной фазы планирования вносятся уточнения в основную совокупность работ, определяются последовательность их выполнения, производится распределение ресурсов между всеми работами и устанавливаются сроки завершения каждой из них. Как общее правило, для осуществления проекта требуется материалы, здание, оборудование, рабочая сила, энергия и т.п. Это и есть основной план, план дальнего действия. Как только эти работы выполнены, плановики переходят к детальным расчетам использования ресурсов и оборудования с целью достижения намеченных конечных результатов.