Теоретическая часть
Схема ключевых элементов организации включает в себя:
- цели (задачи),
- структура организации,
- финансовые ресурсы,
- трудовые ресурсы,
- производственная деятельность,
- сбыт,
- исследования и разработки,
- системы и процедуры.
Рассмотрим содержание этих ключевых элементов детальнее.
Цели (задачи) часто определяются как эталонные точки для оценки показателей развития корпорации. Их характеристики: измеримость, достижимость, уместность и коммуникативность. Они должны сделать возможным измерение корпоративных показателей. Часто проводят разграничение между широкими и узкими, заявленными и реально существующими целями. В литературе по стратегическому менеджменту обычно под целями понимают жестко определенную последовательность действий для достижения узко конкретных, локальных целей. Однако есть и другое представление, трактующее цели широко, причисляя к ним, например, формулировку глобальных целей, которые могут быть более полезны для фокусировки стратегии, чем для использования в качестве средства измерения достижения целей. Нередко сделанные организацией заявления оцениваются по их внешней форме, эффектности. Поэтому важно проводить различие между поставленными и осуществимыми целями. Это положение подчеркивает тот факт, что заявленное - не эквивалент сделанному.
Деятельность организации должна рассматриваться с точки зрения иерархии целей. Она состоит из цепочки «конечная цель - средства ее достижения», в которую входит ряд конкретных и прагматически сформулированных целей. Цели более низкого порядка, таким образом, служат средством достижения желаемых целей более высокого порядка. Таблица 1 служит иллюстрацией, показывающей связь иерархии целей с областью применимости каждого типа целей и предназначением для решения конкретных организационных проблем.
Иерархия целей показывает, что они трансформируются в задачи более низкого порядка для функциональных служб или подразделений внутри организации. Между корпоративными и оперативными целями должна существовать внутренняя взаимосвязь.
Таблица 1. Иерархия целей
Тип цели |
Приоритетные задачи |
Примеры целей |
Смысл существования организации |
Первоочередное удовлетворение держателей акций первой очереди |
Повышать благосостояние держателей акций с темпом, превышающим инфляцию |
Декларация намерений для держателей акций |
Удовлетворение держателей акций второй очереди |
Выплачивать зарплату выше отраслевой нормы. Обеспечить хорошие условия работы |
Решение проблемы сбыта |
Создание собственного лица или психологии организации |
Концентрироваться на качестве. Ориентироваться на покупателя |
Корпоративные |
Общая прибыльность и повышение стоимости компании |
Конкретный уровень прибыли после налогообложения на собственный капитал, равный 10% |
Стратегические |
Долгосрочное финансовое и промышленное развитие продукции или рынка |
Завоевать 3% рынка в последующие два года. Сформировать коллектив работников в течение 3 лет |
Тактические |
Целевые показатели подразделений |
Уменьшить прогулы на 7%. Уменьшить процент брака на 15% |
Структура организации. Важнейшая цель внутреннего анализа - выявление соответствия между структурой организации и реализуемой ею стратегией, между которыми существует определенная связь. А. Чандлер (1962), например, обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению структуры и выделил несколько важных предположений:
Организации с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.
По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.
По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.
Средствами решения таких задач является создание матричных и сетевых структур.
Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры - это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами. Для выяснения, в какой мере структура соответствует целям организации, целесообразно получить ответы на вопросы, подобные следующим:
На основе каких принципов выделяются подразделения компании?
Какой объем продукции производят отдельные подразделения?
Соответствуют ли результаты деятельности этих подразделений показателям эффективности и прибыли, получаемым компанией в целом?
Финансовые ресурсы, как и структура, являются основой обеспечения стратегии корпорации. В этом контексте работа финансовых служб состоит из действий, связанных с финансированием производства компании и порядком использования этих средств. Оценка финансовой деятельности сосредотачивается на следующих вопросах:
Какие виды решений по финансированию и инвестированию выполняются финансовыми службами?
Каков состав капитала и какие воздействия это будет иметь на будущие выплаты и дивиденды?
Какие методы оценки и модели доступны для оценивания инвестиционных решений?
Сбор какой информации осуществляется финансовыми службами и как они обеспечивают стратегический процесс?
Какая информация и кому предоставляется финансовыми службами?
Трудовые ресурсы. Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня и чтобы персонал соответствовал потребности стратегии.
В контексте реализации стратегии организации необходимы работники, которые обладают следующими качествами, способностями, навыками:
- привержены целям организации, верят в ее ценности;
- компетентны в работе;
- обеспечивают экономию затрат;
- могут обеспечить стратегическое изменение;