- обладают навыками, которые являются источниками конкурентного преимущества организации.
Оценка работников должна определяться такими критериями, как прогулы, мораль, отношение к производству, активность работы в составе группы, освоение других специальностей и отношение к переменам.
Производственная деятельность является основной функцией любой организации и представляет собой превращение исходных материалов в товары и услуги, которые можно реализовать на рынке.
Стратегическая значимость производственной деятельности определяется следующим:
- гибкостью и готовностью к внесению изменений в производственную и оперативную деятельность;
- наличием и быстрым внедрением в производство высоких технологий и автоматизации;
- удовлетворением потребностей и ожиданий покупателей;
- обеспечением высокого качества при минимальных затратах, а также быстрой и надежной доставкой товаров или услуг.
Стратегический анализ производственного процесса сосредотачивается на следующих аспектах:
- удельная и общая эффективность оборудования предприятия и его производительность;
- структура производственных затрат;
- проблема (дефицит или избыток) производственных мощностей;
- местоположение предприятия;
- эффективность обслуживания, контроля качества, запасов и планирования производства;
- квалификация производственного персонала.
Сбыт. Важная роль отдела маркетинга в процессе стратегического управления определяется следующими функциями:
- деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей покупателя;
- ответственностью за позиционирование товара или услуги на рынке;
- предоставлением важной информации руководству для процесса обеспечения стратегии;
- ответственностью за осуществление маркетинговой стратегии организации, за функционирование всего маркетингового комплекса.
Маркетинговый комплекс (товар, цена, место и стимулирование) является уникальным для каждой организации и для потребностей каждого сегмента рынка. Использование в своей деятельности маркетингового комплекса позволяет организации добиться конкурентного преимущества.
Исследования и разработки. Наиболее успешные организации постоянно вводят прогрессивные новшества во все области деятельности. Собственные исследования и разработки являются одним из путей к этому. Необходимость исследований и разработок для организаций вызывают обстоятельства, когда исследования и разработки:
- подразумевают вложения, для которых необходимо найти соответствующий им уровень финансирования;
- обеспечивают другие стратегии или методы их обеспечения, касающиеся совершенствования продукции.
Ключевое стратегическое решение предполагает ответы на вопросы, сколько расходовать на исследования и разработки и как распределять эти ресурсы. Вопросы, которые нужно учитывать, когда оценивается подобная деятельность, включают следующие:
Имеют ли исследования и разработки четкую рыночную ориентацию?
Какова технологическая компетенция данной службы?
Каков уровень знаний и опыта тех, кто руководит и проводит исследования и разработки?
Пригодна ли структура исследований и разработок?
Насколько успешна деятельность службы по исследованиям и разработкам?
Системы и процедуры. Эта область ресурсов в организации часто не принимается во внимание, но она является важной их частью. Прежде всего, необходимо выделить наиболее важные системы: информационные, коммуникаций, составления сметы. Чтобы оценить стратегическое значение этих основных организационных систем, надо ответить на нижепоставленные вопросы.
1. Информационные системы.
Соответствуют ли они стратегическим потребностям организации?
В правильной ли форме предоставляется информация?
Обладает ли система способностью предоставлять информацию в реальном времени?
Доступна ли информация там и тогда, когда она необходима?
Гибка ли и приспособляема ли система?
Может ли она справиться с новыми данными и обработать их?
2. Системы коммуникаций.
Насколько действенно и эффективно работают системы коммуникаций?
Имеются ли в организации горизонтальные системы коммуникаций?
Имеются ли какие-либо структурные препятствия для эффективной коммуникации?
Насколько развита система неформальных коммуникаций?
Соответствует ли система коммуникаций стратегическим потребностям организации?
3. Системы составления сметы.
Позволяют ли они:
- устанавливать разумные цены на новую продукцию, заранее определить эффект предлагаемых изменений в продажах или ожидаемых изменений в затратах?
- оценить влияние решений об уровне обслуживания с точки зрения затрат?
- определить воздействие решений о капиталовложениях на прибыль и убытки?
Дают ли они адекватные, точные и своевременные прогнозы?
Целью внутреннего анализа является устранение разногласий между системными и стратегическими задачами организации.
Основным вопросом при проведении внутреннего анализа является определение общего наличия ресурсов. Для его решения имеется несколько способов, в частности, портфельный, анализ навыков и анализ гибкости.
Портфельный анализ применяется, когда «в портфеле» фирмы имеется несколько бизнес-единиц и товарных линий. При разработке стратегии могут учитываться ситуации изменения «портфеля», т.е. добавления новых бизнес-единиц или производство новых товаров либо отказа от убыточных и неперспективных направлений ведения бизнеса. Портфельный анализ используется, когда каждое самостоятельное подразделение компании (стратегическая бизнес-единица - СБЕ) имеет миссию, собственные товарные линии, специфических для нее конкурентов и свои рынки сбыта. Стратегическому руководству корпорации предстоит решить, какие СБЕ поддерживать в первую очередь, за счет каких подразделений черпать средства для такой поддержки, а какие СБЕ оценивать как неперспективные.
Наиболее известным средством портфельного анализа является матрица «Бостон Консалтинг групп» (BCG). Эта матрица объединяет темпы роста рынка и долю рынка, приходящуюся на данный продукт, производимый фирмой (рисунок 1).
Рисунок 1. Матрица «Бостон Консалтинг групп»
Показатель темпов роста бизнеса отражает развитие отрасли, в которой действует СБЕ, а показатель доли рынка - позиции СБЕ на рынке в сравнении с конкурентами. Матрица предполагает четыре сценария развития продукта, которые получили наименование «звезда», «денежная корова», «вопросительные знаки» и «собаки».
«Звезда» - продукт, который имеет значительную долю в растущем рынке. Компания с продукцией в этом квадрате обычно затрачивает значительные средства для ее поддержки, однако, благодаря воздействию кривой роста производительности труда, затраты с течением времени уменьшаются.
«Денежная корова» - продукт, имеющий большую долю в зрелом рынке. Потребность в расходах на сбыт меньше. Такой продукт является поставщиком средств для инвестирования в новый продукт.