рефераты по менеджменту

Качество управления предприятием

Страница
3

Конечно, неправильное решение тоже может иногда дать хороший результат за счет случайного стечения благоприятных обстоятельств, но незнание механизмов гомеостатического комплекса приводит к тому, что компании развиваются с помощью метода проб и ошибок.

Надо иметь в виду, что развитие компании не тождественно росту ее размеров. Рост компании — это изменение (мутация) ее количественных характеристик в отношении численности персонала, объемов продаж, числа филиалов и т.п., сопровождающееся увеличением интенсивности функционирования в указанных направлениях. Развитие компании — это изменение ее качества с возникновением новых характеристик вследствие совершенствования систем управления (гомеостатического комплекса), что предопределяет ее способность быстро и правильно реагировать на рыночную ситуацию: изменение спроса, законодательства (например, таможенного или экологического), появление новых конкурентов, требований к безопасной эксплуатации товаров и т.д. Это совпадает с определением термина "качество" в стандартах ISO 9000: "Качество — степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования".

Развивающаяся компания своевременно (или заблаговременно) приспосабливается к меняющимся требованиям заинтересованных сторон (стейкхолдеров) и выживает, успешно работая долгое время. Она жизнеспособна, устойчива к изменениям на рынке благодаря минимизации управленческого брака. Если компания не совершенствует свои системы управления (или делает это слишком медленно), то по мере неизбежных изменений рыночных условий она становится все более уязвимой. Компании проходят жесточайший эволюционный отбор с отсевом носителей наименее удачных мутаций организации управления. Цена такой эволюции высока: большинство компаний терпят крах уже в первые год-два, не успев хотя бы немного усовершенствовать свои системы управления оборотом капитала.

Здесь не помогает даже сертификация на соответствие стандартам серии ISO 9000, требования которых лишь поверхностно затрагивают проблему организации гомеостатического комплекса, обеспечивающего оборот капитала.

Оборот капитала

Оборот (кругооборот, обращение) капитала — давно известное понятие. Его использовали и при социализме, только капитал называли основными и оборотными фондами, предоставленными предприятию государством (сейчас капитал предоставляют собственники). При всех расхождениях в толковании капитал — это всегда стоимость, приносящая прибавочную стоимость в ходе своего оборота14 (стоимость вне оборота — не капитал, а нечто другое). По этой теме существует большое количество научных работ, но одна тема не получила должного освещения: связь качества управления (менеджмента) с качеством оборота капитала. Достаточно вспомнить, что экономика (др. греч. — искусство ведения домашнего хозяйства) — это совокупность общественных отношений в сфере производства и распределения продукции (кооперация людей). Отношения же создаются и структурируются именно процессами оборота капитала, а вовсе не пожеланиями руководства, задача которого — только правильно понять, что от него требуется, и правильно оформить организационно-распорядительные документы (приказы, инструкции, положения и т.п.). Получается, оборот капитала — главный объект управления высшего руководства предприятия, даже если оно, руководство, об этом не подозревает.

Это, кстати, задает критерий оценки качества решений руководства: правильное решение всегда повышает качество оборота капитала или по меньшей мере не ухудшает его.

Оборот капитала — это циклическая совокупность процессов преобразования вовлекаемых ресурсов всех видов (материальных, людских, информационных, энергетических, финансовых).

Вспомним классику: Деньги → Товар → Деньги + Δ (прибыль). При желании его можно назвать бизнес-процессом, возможно, даже главным.

Независимо от специфики предприятия и особенностей расчета (в частности, разного времени оборота основной и оборотной части капитала), качество оборота капитала (и, следовательно, управления) определяется всего одним комплексным показателем — устойчивостью режима его протекания. Иначе говоря, процесс оборота должен пребывать в гомеостазе.

Важно понимать фундаментальность и поэтому универсальность понятия "процесс" (изменение). Характеристики процесса всегда одинаковы (независимо от его природы).

1. Скорость (например, сколько времени уходит на продажу одного автомобиля).

2. Мощность / расход / сечение (например, сколько автомобилей продается одновременно).

3. Мера согласованности или режим (ламинарный и турбулентный, непрерывный и прерывистый, равномерный и неравномерный): колебания скорости и мощности процесса. "Точно в срок" и планирование — попытки придать обороту капитала ламинарный режим. Разного рода складские запасы, резервные мощности, оперативные решения, брак и т.д. — просто следствия турбулентности (несогласованности и неопределенности) в обороте капитала. Например, неравномерностью по мощности можно считать сезонные колебания продаж, поэтому график режима процесса должен быть регулярно повторяющимся.

Неравномерность по скорости — это результат недостаточной квалификации персонала автосалона, что нетерпимо, поскольку можно потерять часть рынка. Скоростной режим связан с качественными характеристиками не только изменяющихся компонентов капитала, к числу которых относится и персонал, сколько с внешней средой, в которой и относительно которой и происходит процесс. Например, ни автозавод, ни автосалон, ни СТО не могут функционировать вне среды и, следовательно, должны приспосабливаться к ней.

4. Устойчивость первых трех технологически необходимых характеристик. Понятно, что значения параметров вышеперечисленных характеристик не могут оставаться одними и теми же долгое время. Они всегда будут испытывать какие-то колебания (независимо от влияния факторов внешней среды). Ширина коридора, в котором колеблется значение того или иного параметра, позволяет дать устойчивости количественную оценку.

Если первые три характеристики сугубо технологические, то устойчивость оборота капитала — главный (обобщающий, системный) признак качества систем управления процессом, в данном случае — качества менеджмента компании и, соответственно, качества (надежности) компании в целом. Высокая устойчивость оборота капитала говорит о том, что руководство компании прекрасно справляется и будет справляться со всеми, как принято говорить, вызовами рынка. Что может быть более надежной и объективной основой рейтинга?

Таким образом, системно-процессный подход позволяет перейти от экспертных оценок предприятия к оценкам объективным, количественным, системным. Если руководство может добиться необходимой устойчивости оборота капитала, то оно способно обеспечить и высокую рентабельность, требуемое качество продукции, лояльность и т.п. Понимание значения оборота капитала позволяет выстроить правильную иерархию образующих его процессов и множества ныне существующих показателей (а главное — стратегических задач).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту