Основными оптовыми потребителями керамического кирпича являются акционерные общества, созданные на базе общестроительных трестов г. Рязани. Только ОАО «Рязаньжилстрой» намерен использовать в строительстве до 2,5 млн. шт. условного кирпича в год. На долю оптовыми потребителями приходится до 55–60% продукции предприятия. Сбыт остальной продукции обеспечивается по разовым договорам мелкими строительными и ремонтно-строительными организациями и непосредственно населению города и области через сеть розничной торговли.
Основными рынками сбыта – являются предприятия и население:
• Рязани и Рязанской области (прежде всего, Касимовского, Шиловского, Путятинского, Клепиковского районов);
• Владимира и Владимирской области;
• Нижнего Новгорода и Нижегородской области;
• ряда районов Московской области (Шатурского), в которых в настоящее время очень ощутим недостаток керамического строительного кирпича. В связи с сезонностью строительного производства спрос на кирпич возрастает, особенно в весенне-летний период, когда на действующих предприятиях постоянно существует очередь на отпуск кирпича.
При этом следует отметить, что в регионе и ближайших территориях практически нет значительных конкурентов – производителей облицовочных материалов. На рынке облицовочных материалов другие предприятия производят кирпич, который по многим техническим и качественным характеристикам уступает продукции ЗАО «Рязанский кирпичный завод».
Технические характеристики и потребительское качество предлагаемого продукта неизмеримо выше других стеновых материалов:
· по прочности;
· по морозоустойчивости;
· по экологической чистоте производства;
· экономическому эффекту строительства.
Традиционные же производители кирпича в области выпускают другие типы продукции и являются конкурентами на общем рынке кирпича. Причем потребитель, особенно индивидуальный застройщик, предпочитает керамический кирпич другим строительным материалам при более высокой цене, что подтверждает неэластичный спрос на данную продукцию и возможность конкуренции на основе качества товара, а не ценовой дискриминации.
В настоящее время предприятие успешно функционирует.
Финансовое состояние предприятия характеризуется двумя группами показателей:
· показатели ликвидности;
· показатели финансовой устойчивости.
Под ликвидностью организации понимается ее способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность организации и предполагает постоянное равенство между ее активами и обязательствами одновременно по двум параметрам:
• по общей сумме;
• по срокам превращения в деньги (активы) и срокам погашения (обязательства).
Анализ ликвидности организации проводится по балансу и заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности и расположенных в порядке убывания, с обязательствами по пассиву, расположенными в порядке возрастания сроков погашения.
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы организации разделяются на следующие группы.
1. Наиболее ликвидные активы A1:
• суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для проведения расчетов немедленно;
• краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги) А1 = стр. 260 + стр. 250.
2. Быстрореализуемые активы А2 – активы для обращения которых в шинные средства требуется определенное время:
· дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
· прочие дебиторские активы А2 – стр. 240 + стр. 270.
3. Медленнореализуемые активы Аз – наименее ликвидные активы:
• запасы, кроме строки «Расходы будущих периодов»;
• налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
• дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты; А3 = строки 210 + 220 + 230 – 216.
4. Труднореализуемые активы А4. В эту группу включаются все статьи баланса раздела 1 «Внеоборотные активы» А4=стр. 190.
Эти активы предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение достаточно длительного периода.
Первые три группы активов могут постоянно меняться в течение хозяйственного периода и относятся к текущим активам организации. Они более ликвидны, чем остальное имущество.
Сгруппированные по степени ликвидности активы ЗАО «Рязанский кирпичный завод» представлены в таблице 4.
Таблица 4. Группировка активов ЗАО «Рязанский кирпичный завод» по степени их ликвидности по состоянию на 2004, 2005 и 2006 годы
Группа активов |
2004 |
2005 |
2006 | |||
на начало периода |
на конец периода |
на начало периода |
на конец периода |
на начало периода |
на конец периода | |
А1 % к итогу |
1670 |
2352 |
2352 |
2109 |
2109 |
2898 |
4.5% |
6% |
6% |
5.3% |
5.3% |
7.1% | |
А2 % к итогу |
2436 |
2677 |
2677 |
2164 |
2164 |
2603 |
6.6% |
6.8% |
6.8% |
5.6% |
5.6% |
6.4% | |
A3 % к итогу |
4718 |
6545 |
6545 |
6885 |
6885 |
6604 |
12.8% |
16.7% |
16.7% |
17.6% |
17.6% |
16.2% | |
А4 % к итогу |
27954 |
27572 |
27572 |
27838 |
27838 |
28707 |
76.1% |
70.4% |
70.4% |
71.4% |
71.4% |
70.3% | |
Баланс |
36778 |
39146 |
39146 |
38996 |
38996 |
40812 |