- отдел таможенной инспекции;
- группа АСУ;
- группа по работе с конфискатами и взиманию штрафов;
- отдел бухгалтерского учета и контроля.
2. Блок таможенного оформления под руководством первого заместителя начальника таможни включает в себя:
- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1;
- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2;
- отдел нетарифного и экспортного контроля;
- отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров.
3. Правоохранительный блок под руководством заместителя
начальника таможни по правоохранительной работе представлен:
- отделом по борьбе с таможенными правонарушениями;
- отделом по борьбе с контрабандой наркотиков;
- отделом таможенных расследований;
- отделом дознания;
- отделом таможенной охраны;
- юридическим отделом.
4. Кадровый блок под руководством заместителя начальника
таможни по работе с личным составом объединяет следующие подразделения:
- отдел кадров;
- инспекцию по работе с личным составом;
- отдел подготовки кадров;
- отдел социального развития.
5. К блоку околотаможенной инфраструктуры относятся:
- отдел капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов;
- автотранспортная группа.
Этот блок подчиняется заместителю начальника таможни по капитальному строительству.
В таможне существуют подразделения, которые в блоки не объединены. Это отдел собственной безопасности, отдел документационного обеспечения и специальной информации, отдел по контролю за доставкой товаров, группа технических средств таможенного контроля и связи.
2. Территориальный принцип.
В таможенную систему Российской Федерации включено 13 региональных таможенных управлений, созданных в соответствии с этим принципом; в их названии присутствует название одного из регионов России:
- Башкирское таможенное управление;
- Восточно-Сибирское таможенное управление;
- Дагестанское таможенное управление;
- Дальневосточное таможенное управление;
- Западное таможенное управление;
- Калининградское таможенное управление;
- Московское таможенное управление;
- Поволжское таможенное управление;
- Северо-Западное таможенное управление;
- Северо-Кавказское таможенное управление;
- Татарское таможенное управление;
- Уральское таможенное управление.
Кроме того, разветвление таможенной системы на региональные таможенные управления может служить примером и функционального принципа, так как помимо показанных выше 13 таможенных управлений существуют еще 4, в названии которых присутствует одна из функций таможенных органов или околотаможенной инфраструктуры :
- региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями;
- региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений;
- региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений;
- региональное таможенное управление по эксплуатации и социальному развитию таможенных объектов.
Жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания.
Государственная организация создается по решению вышестоящего органа. Тем не менее, в жизни Омской таможни уже можно выделить две фазы:
- становление началось с момента вступления приказа о создании таможни в действие, то есть с 13.10.93 и длилось примерно до конца 1994 года, когда осуществлялся стремительный набор кадров, их подготовка, когда создавалось большинство подразделений таможни;
- процесс развития ведет отсчет времени примерно с начала 1995 года, когда таможня заняла определенное устойчивое положение и в таможенной системе России, и в зоне своей деятельности и продолжается по сегодняшний день.
Угасание таможни будет зависеть от экономической ситуации в России, от направлений внутренней и внешней политики нашего государства.
Технология управления персоналом в Омской таможне
Происходящие в Российской Федерации и за ее пределами масштабные политические и экономические перемены привели и приводят к значительным переменам в инфраструктуре таможенных органов России, содержании их деятельности, увеличению объемов работы, к количественным и качественным изменениям в структуре персонала. Чрезвычайно усложнились условия отбора, расстановки, обучения и воспитания кадров. В настоящее время можно говорить не только о мерах, направленных на кадровое обеспечение таможенных органов России в интересах более качественного выполнения стоящих перед ними задач, а уже о кадровой политике как одной из сфер деятельности таможенных органов.
Профессионал, то есть человек, владеющий комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы, необходим в любом деле, в том числе и таможенном. Хотя профессионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кадров одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из конституционно закрепленных трех ветвей государственной власти, в органах исполнительной власти, к которым, как нам уже известно, относятся таможенные органы, он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления. Что касается всех государственных служащих, каковыми являются и таможенные служащие, то их профессионализм прежде всего предполагает знание особенностей соответствующей управляемой сферы, то есть наличие определенного образования. Кроме того, государственный служащий должен обладать знаниями в области теории управления, конституционного, административного и других отраслях права, относящихся к их должностям.
Первоосновой профессионализма является компетентность, то есть не только знание каких-то вопросов, осведомленность о них, но и правомочность их обсуждать и решать. Государственная служба, в том числе и таможенная служба, призвана стать профессиональной на всех ее уровнях.
В результате Государственный таможенный комитет Российской Федерации непрерывно осуществляет работу по выработке модели специалиста в таможенном деле, профессионально-квалификационных характеристик различных категорий служащих, критериев и методов оценки кадров при их выдвижении, аттестации и переаттестации.
Один из критериев отбора персонала - это требование высшего образования как такового, вне связи с его спецификой. Это объясняется тем, что высшее образование рассматривается скорее как показатель общего уровня культуры, эрудиции и интеллекта человека.
На процесс подбора кадров, прежде всего, оказывает влияние организационная структура таможни. Как уже было отмечено, подразделения Омской таможни можно условно объединить в пять блоков:
- финансово-экономический;
- правоохранительный;
- таможенного оформления;
- кадровый;
- околотаможенной инфраструктуры.
Должностные лица первых трех блоков находятся в постоянном взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности. Кадровый блок осуществляет работу с персоналом таможни по подбору и расстановке кадров, их обучению и движению, их воспитанию и укреплению трудовой дисциплины. Само название блоков и входящих в их состав подразделений говорит о том, какие профессии и специальности становятся приоритетными при подборе кадров для таможни. Например, для сотрудников финансово-экономичского блока на сегодняшний день обязательным является экономическое образование. Аналогичным образом складывается ситуация и в правоохранительном блоке, для служащих которого на первое место выдвигается требование юридического образования. Инспекторам блока таможенного оформления зачастую требуются и экономические, и юридические знания, а кадрового блока - знания в области педагогики и психологии. Хотя это деление, как и деление на блоки, условно, поскольку почти все таможенные служащие в той или иной степени имеют дело с товарами, перемещаемыми участниками внешнеэкономической деятельности через таможенную границу России. А это значит, что экономические изменения в нашей стране затрагивают каждого сотрудника таможни и именно с точки зрения выполнения им своих служебных обязанностей, а не только как гражданина Российской Федерации.