Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными и иными правовыми актами ГТК России.
ГТК России может определять специфические особенности деятельности отдельных управлений.
Региональное таможенное Управление имеет большой объем задач. Основными задачами Управления являются:
- реализация таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного органа;
- разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер. направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;
- разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности РФ в части, относящейся к таможенному делу;
- обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических интересов РФ в пределах компетенции таможенных органов;
- организация таможенного дела в подведомственном регионе;
- обеспечение соблюдения единообразного применения и осуществления контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента и Правительства о таможенном деле и других законодательных и иных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, нормативных и иных правовых актов ГТК России;
- разработка и реализация в пределах своей компетенции мер по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля;
- организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;
- руководство. обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных органов;
- обеспечение, координация и контроль за деятельностью организация системы ГТК России в части, определяемой специальными нормативными актами ГТК России;
- содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц;
- учет потребностей подведомственного региона в сфере таможенного дела, принятие в пределах своей компетенции мер, направленных на удовлетворение таких потребностей;
- разработка и реализация программ развития материально-технической и социальной базы таможенных органов.
Таковы основные задачи деятельности Регионального таможенного управления.
В связи с выработкой и реализацией новой концепции таможенного дела число региональных таможенных управлений растет.
Таблица 1
Динамика развития таможенных органов
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Региональные управления |
2 |
4 |
12 |
15 |
15 |
Таможни |
81 |
109 |
127 |
142 |
144 |
Таможенные посты |
101 |
274 |
432 |
506 |
Создание этих управлений вызывалось потребностями: во-первых, активизации и развития внешнеэкономических связей на региональном уровне; во-вторых, приближения оперативного управления к таможням и их подразделениям; в-третьих, создания условий, позволяющих ГТК России строить свою работу на основе анализа и прогнозирования, стратегического планирования, реализации программ развития таможенного дела, его основных направлений, а также освободиться от текущих, мелких дел.
В конце 2005 г. были созданы три специализированных управления: капитального строительства объектов таможенных учреждений; Эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и социального развития; материально-технического обеспечения таможенных учреждений.
Региональные таможенные управления осуществляют деятельность по организации применения средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; контролируют правильность начисления и взимания таможенных платежей, осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно-важных для интересов РФ материалов, а также культурных, исторических и археологических ценностей: проводит таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств, обеспечивает соблюдение разрешительного порядка их перемещения через таможенную границу; организуют и координируют деятельность по борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; контролируют соблюдение при этом законности; координирует взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами; организует валютный контроль, выполняет функции агента валютного контроля; обеспечивает контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, принимает меры по охране таможенной границы Российской Федерации; организует и ведет региональную таможенную статистику внешней торговли; лицензии и квалификационные аттестаты на осуществление деятельности в области таможенного дела; обеспечивает ведение реестров; осуществляет ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в пределах своей компетенции принимает решения по классификации товаров в соответствии с указанной номенклатурой; по согласованию с ГТК России осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, занимающихся вопросами таможенного дела; проводит контрольно-ревизионную работу; осуществляет мероприятия по совершенствованию единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации; проводит научно-исследовательские работы в области таможенного дела; организует кодификационную работу, обеспечивает таможенные органы региона, а также предприятия, учреждения и организации, подведомственные ГТК России и расположенные на территории региона, нормативными материалами.
Данные перечень не является исчерпывающим. Основной перечень дан в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации.
Приоритетным направлением деятельности по формированию системы таможенных органов стало создание и дислокация таможен, организация и развертывание их работы.