4. Изучение опыта деятельности корпораций показывает, что целесообразно выделять еще один компонент социально-педагогического пространства — индивидуальную поддержку. Содержание его направлено на оказание помощи, создание возможностей для решения сотрудником насущных проблем, выхода из сложных жизненных ситуаций. При этом компания также решает собственные задачи, организуя оказание индивидуальной поддержки своим сотрудникам. Результаты зарубежных исследований говорят о том, что возможность получить поддержку в решении социально-психологических и профессиональных проблем повышает работоспособность человека и его лояльность к компании.
Анализ практики позволил выделить такие направления индивидуальной поддержки, как:
- профессионально ориентированная (реализация программ карьерного роста, наставничество, коучинг);
- личностно ориентированная (индивидуальные неформальные беседы руководителя или специалиста-психолога по инициативе сотрудника);
- поддержка в решении социальных и бытовых проблем (осуществляется при участии непосредственного руководителя или специальных служб компании, уполномоченных оказывать такую поддержку).
Актуализация этой сферы жизнедеятельности компании связана с готовностью прежде всего непосредственных руководителей к оказанию поддержки своим сотрудникам в решении стоящих перед ними задач собственного развития и поиска путей выхода из сложных жизненных ситуаций.
Также важна готовность сотрудников обратиться за поддержкой и принять ее, что отражает степень доверия к организации и руководителю.
В целом анализ практики отечественных корпораций по актуализации жизнедеятельности позволяет говорить, что наиболее действенными путями являются следующие:
- учет при выборе содержания разных сфер жизнедеятельности особенностей, ожиданий, интересов сотрудников; информационная насыщенность содержания жизнедеятельности;
- возможность решения сотрудниками в разных сферах жизнедеятельности актуальных проблем и задач;
- возможность реализовать интересы, творческие способности, самостоятельность и активность;
- ориентация при выборе содержания и форм на регулярное их изменение и совершенствование.
Анализ показывает, что актуализация жизнедеятельности компании в процессе создания социально-педагогического пространства возможна при условии реализации следующих принципов его построения:
- принцип сочетания организационных целей и интересов сотрудников;
- принцип добровольности, активности и свободы выбора;
- принцип диалогичности, принцип культуросообразности;
- принцип дополнительности;
- принцип центрации социально-педагогического пространства на развитии личности [4].
Реализация названных направлений актуализации жизнедеятельности и выделенных принципов построения социально-педагогического пространства позволяет компаниям стимулировать активное включение сотрудников в разные сферы жизнедеятельности корпорации, принятие содержания жизнедеятельности как личностно значимого, что облегчает освоение сотрудниками корпоративных ценностей и моделей поведения.
Анализ практики показал, что в разных сферах жизнедеятельности компании возникают разнообразные ситуации взаимодействия, предполагающие организацию совместной деятельности с использованием различных форм и моделей в соответствии с организационными задачами и особенностями содержания жизнедеятельности. В организации трудового процесса преобладает индивидуальное взаимодействие и групповое взаимодействие, предполагающее в большей мере использование совместно-индивидуальной или совместно-последовательной формы деятельности. Это отражает и определяет такую особенность взаимодействия в корпорации, как высокий уровень личной и групповой конкурентности.
Богатый потенциал для повышения эффективности решения организационных задач и удовлетворения социальных потребностей сотрудников имеет коллективное взаимодействие. Как показал анализ практики, такое взаимодействие наиболее характерно для рекреационной сферы жизнедеятельности корпорации. Особенность корпоративных мероприятий, предполагающих активное участие большого количества заинтересованных сотрудников, состоит в том, что их педагогический эффект проявляется во многом в процессе подготовки к мероприятию. Совместные переживания и взаимодействие в ходе подготовки, ожидания предстоящего события создают атмосферу доверия и взаимовыручки в коллективе, способствуют формированию корпоративной идентичности, утверждению и реализации в практической деятельности корпоративных ценностей. Такое совместное ожидание коллективного события А.С. Макаренко называл "завтрашней радостью", считая, что именно эмоция радостного ожидания и предвкушения является истинным стимулом человеческой жизни и играет важную роль в процессе формирования коллектива. Коллективное творческое мероприятие должно стать, выражаясь языком А.С. Макаренко, средней перспективой для коллектива. Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, есть коллективное событие, несколько отодвинутое во времени. Педагог считал совершенно необходимым наличие в коллективе подобной перспективы. По его мнению, особенность средней перспективы заключается в дистанции во времени от настоящего момента, что делает процесс ожидания также приятным, связанным с постоянным чувством предвкушения событий, а процесс достижения приносит чувство удовлетворения по мере участия в приближении к цели. Средняя перспектива будет иметь значение только в том случае, если к этим дням готовиться задолго, если им придается особенное значение, если к их основному содержанию присоединяются самые разнообразные темы [2]. Из этого следует, что корпоративные мероприятия будут эффективными с точки зрения их педагогической роли, если они станут нечастыми, приятно ожидаемыми событиями и, возможно, постепенно станут частью корпоративных традиций. Такое понимание роли коллективного взаимодействия для формирования коллектива и личностного развития его участников позволяет говорить о том, что его реализация будет направлена и на повышение эффективности формирования организационной культуры компании. Подобное взаимодействие также может рассматриваться как создание условий для обучения сотрудников навыкам совместной деятельности, необходимым им для эффективного труда.
Анализ педагогических исследований, практики подготовки и проведения корпоративных мероприятий на основе организации совместной деятельности коллективного характера позволил выделить и описать этапы этого процесса, включающие систему действий, обеспечивающих достижение определенного педагогического и организационного результата.