рефераты по менеджменту

Cоциально-педагогические условия эффективности формирования организационной культуры компании

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Культура организации в настоящее время рассматривается научным и деловым сообществом как важное условие эффективности деятельности компании, позволяющее ей решать задачи внутренней интеграции и внешней адаптации. Вместе с этим культура организации играет важную роль в процессе социализации сотрудников. Это определяет необходимость обращения к социально-педагогической сущности организационной культуры, которая заключена в свойствах организационной среды, определяющих характер социализированности членов компании и оказывающих влияние на качество трудовой жизни.

Проведенное исследование показало, что организационная культура задает критерии и характер корпоративной идентичности, а также границы проявления сотрудниками активности. В совокупности это формирует вектор социализированности членов корпорации, который определяется степенью зависимости и свободы, пассивности и активности сотрудников, характерной для конкретной компании.

С другой стороны, организационная культура является фактором, определяющим качество жизни членов корпорации как в процессе их трудовой деятельности, так и вне компании. Это находит выражение в создании условий для решения сотрудниками стоящих перед ними жизненных задач (задач социализации). Реализация социально-педагогической сущности организационной культуры позволяет обеспечить согласование целей, интересов, потребностей компании и сотрудников в процессе формирования культурного поля организации.

Результаты проведенного исследования, основанного на анализе научных источников и изучении опыта крупных отечественных компаний, позволили выделить ряд социально-педагогических условий эффективности формирования организационной культуры.

Рациональное сочетание в организационной культуре характеристик институциональной и корпоративной культур

Исследование показало, что компания может быть рассмотрена как сложная социально-педагогическая система, функционирование которой в определенной мере влияет на социализацию входящих в нее людей. Социализирующее влияние на человека, включенного в корпоративные отношения, оказывают три ипостаси корпорации: как социального института, как социально-психологической группы и как организации. Для каждой из названных ипостасей компании характерен свой набор ценностей, норм, коллективных представлений, ожиданий, механизмов социализирующего воздействия на своих членов. Это находит отражение в трех видах культуры, присущих корпорации: институциональной, корпоративной и организационной.

Институциональная, корпоративная и организационная культура в рамках компании

Институциональная культура рассматривается нами в качестве ценностей и норм, характеризующих компанию как социально-экономическую систему, оказывающих влияние на ее отношения с внешней и внутренней общественностью, на менталитет и поведение ее участников. Институциональная культура компаний исторически формируется под воздействием требований рынка и общества, отражает основополагающие ценности и нормы, реализуемые в основных принципах их деятельности. Она складывается в процессе становления компании как социального института.

Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой корпоративная культура отражает субкультуру компании, является совокупностью коллективных представлений о нормах, ценностях, способах поведения, принимаемых и реализуемых членами организации в определенных образцах поведения, и складывается стихийно в процессе общения и взаимодействия участников трудовых отношений. В ней находят отражение преобладающие ценности, стили поведения и отношений, нормы поведения и деятельности руководства и персонала организации. Основную роль в корпоративной культуре играет психологическая составляющая, которая проявляется через отношение работников к своей профессиональнотрудовой деятельности, их отношение к предприятию, функциональные и межличностные отношения сотрудников. Осознание и принятие корпоративных ценностей и норм происходит под влиянием, которое проявляется прежде всего в психологических воздействиях.

Организационная культура понимается как целенаправленно формируемая система идеальных характеристик и материальных условий жизнедеятельности компании, влияющих на характер взаимодействия ее членов, на относительно целенаправленное позитивное развитие и ценностную ориентацию человека в рамках компании. Социализация сотрудников под влиянием организационной культуры происходит в результате целенаправленного создания условий для их развития в соответствии с ожиданиями компании [5].

Соотношение названных культурных образований в рамках отдельной компании может быть различным: совпадать по характеру, направленности, влиянию на членов корпорации, противоречить друг другу или дополнять.

Формирование организационной культуры предполагает осмысление содержания культурного поля и целенаправленную деятельность по созданию системы организационных ценностей, норм поведения и отношений, символического выражения этих культурных составляющих и организацию процедур и мероприятий, направленных на их внедрение в социокультурную практику. Организационная культура, направленная на решение задач внешней адаптации и внутренней интеграции, должна иметь возможность обеспечить достижение организационных целей, а также создать условия для достижения целей и удовлетворения ожиданий индивидуальных и коллективных участников корпоративных отношений.

Для этого организационная культура должна включать характеристики институциональной культуры, отражающие ее свойства как социально-экономической системы, и элементы корпоративной культуры, отражающие субкультуру компании. Эти характеристики в большинстве случаев имеют имплицитный характер и оказывают большое влияние на поведение, деятельность и отношения, в которые вступают сотрудники. Соответственно, в состав организационной культуры должны входить те составляющие институциональной и корпоративной культуры, которые, дополняя друг друга, позволяют организационной культуре стать действенным инструментом, помогающим решать названные задачи.

Институциональные характеристики в содержании организационной культуры компании

Анализ содержания организационной культуры корпораций показал, что элементы институциональной культуры представлены в большинстве из них в вербализованных элементах, декларирующих основные положения культуры компании, — в описании ценностей, миссии, видении компании. Это определяет сходство провозглашаемых ценностей корпораций, основанное на ценностях развития, лидерства, социальной ответственности, профессионализма, деловой репутации, и является отражением выделенных нами основных свойств институциональной культуры: маскулинность, социальная ответственность, соблюдение норм этики бизнеса.

Опора на ценности институциональной культуры в деятельности корпораций является неотъемлемой частью их успеха как бизнес-организаций и условием формирования позитивного имиджа прежде всего во внешней среде. Характеристики институциональной культуры находят отражение не только в описании ценностей, но и в положениях, регламентирующих деятельность, поведение и направление развития сотрудников, например в содержании компетенций, представляющих собой требования к должности. Компетенции используются при найме новых сотрудников, в процессе оценки персонала, для планирования корпоративного обучения сотрудников, для определения сотрудником направления собственного профессионального развития. Непосредственное отражение ценности культуры находят в корпоративных компетенциях, являющихся едиными для всех сотрудников компании. Анализ корпоративных компетенций, разработанных и используемых в корпорациях, показывает, что в их основе лежат положения институциональной культуры (отраженные в ценностях организационной культуры конкретной компании).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту