Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [12]
Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28% . [13]
МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:
Таблица 3 – Малый бизнес в разных странах
Страны |
Количество предприятий(тыс.) |
Количество занятых (млн.) |
Доля малого бизнеса в ВВП (%) |
Количество занятых на одном предприятии |
Германия |
2290 |
18,5 |
50 - 52 |
8,0 |
Италия |
3920 |
16,8 |
57 - 60 |
4,2 |
США |
7300 |
70,2 |
50 - 52 |
9,6 |
Япония |
6450 |
39,5 |
52 - 55 |
6,0 |
Россия |
952 |
11,5 |
12,5 |
9,9 |
высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;
стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;
высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении
общегосударственных задач);
низкий технологический и управленческий уровень деятельности.[14]
В 2006 г. России зарегистрировано 952 тыс. малых предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий достигло 890,9 тыс., что на 1% больше, чем на 1 января 2004 г. По состоянию на 1 января
2004 г. в России было зарегистрировано 882,3 тыс. малых предприятий. В целом же общее количество занятых в малом бизнесе россиян составляло около 18%, что в 2 - 3 раза ниже показателей развитых стран.
Структура уставного капитала малых предприятий выглядит следующим образом. Наибольшая его доля приходится на физические лица (70% от всего уставного капитала малых предприятий). Второй по значимости категорией акционеров-учредителей являются малые предприятия (25,3%). В то же время доли федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти незначительны - всего 0,2%, а участие иностранных юридических и физических лиц не превышает 0,4%.[15]
В настоящее время наиболее привлекательными для малого бизнеса являются отрасли, не требующие значительных капитальных вложений, - торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники и др. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Пока в России данный сектор экономики дает лишь 10 - 11% ВВП . [16]
Вместе с тем о большом, хотя и не реализованном потенциале отечественного МП свидетельствует, например, тот факт, что российские малые предприятия, имея в своем распоряжении всего 3% основных фондов, дают пятую часть всей прибыли, формируя устойчивую базу для сбора налогов. Как показал опыт прошедших лет, МП может бурно развиваться при самой незначительной поддержке, не сравнимой с затратами сил и средств, необходимых для возрождения крупного производства. [17]
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. За последние годы сектор МП упрочил свои позиции. Однако на сегодняшний день потенциал МП реализуется пока лишь частично. Становление его тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы финансирования и кредитования. От решения их зависит не только судьба малого бизнеса, но и рыночных реформ в целом. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
2 Проблемы малого бизнеса ( на примере МО г. Тихорецк)
Развитие сектора малого предпринимательства является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российского общества. Малое предпринимательство способствует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов различных уровней, снижению уровня безработицы, насыщению рынка разнообразными товарами и услугами.
Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономике, процессы ее стабилизации. На сегодняшний день малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития. Важное значение имеют эффективность деятельности малых предприятий, активизация производственной и инновационной деятельности. Экономические преимущества малых предприятий заключаются в: быстрой адаптации к рыночным условиям, низком уровне производственных издержек и реализации, в том числе накладных расходов. [18]