предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
предприниматель это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса. [5]
В принципе, малый бизнес заполняет те ниши рынка, в которых крупный бизнес оказывается неэффективным. Сферой малого предпринимательства традиционно являются розничная торговля, бытовые услуги, производство продуктов питания, строительство и ремонт жилья. Но, в России, в отличие от многих развитых стран, в этих сферах все еще велика доля крупных предприятий. В нашей стране малый бизнес находится скорее в конфликтных отношениях с крупным, а не сотрудничает с ним.
Малый бизнес успешно функционирует во всех отраслях японской экономики, являясь наиболее активным и мобильным элементом рынка в развитии свободной конкуренции, повышении конкурентоспособности японской продукции и адаптации к структурным изменениям в сфере услуг и промышленного производства. Практически 99% предприятий Японии относятся к сфере малого и среднего бизнеса. Из них 73,75 работают в производстве, 85,95 в товаропроизводящей сети, 67,5% в сфере услуг. В отношении малого бизнеса проводится целенаправленная политика стимулирования производства.
В Германии предприятия малого бизнеса составляют сейчас 99,8% от общего числа фирм. При этом на них приходится 2/3 рабочих мест. Ежегодно сфера малого бизнеса производит 46% ВВП, предприятия малого бизнеса можно встретить практически во всех отраслях. Государственная поддержка малому бизнесу направлена на мобилизацию его собственных резервов в целях повышения его эффективности и конкурентоспособности выражается в законодательном обеспечении его деятельности. [6]
Важной функцией малого бизнеса является создание новых рабочих мест. Создание одного рабочего места на малом предприятии обходится в 15 раз дешевле, чем на крупном. В России данная функция реализуется в гораздо большей степени, чем в странах с развитой рыночной системой, в силу кризисного состояния многих крупных предприятий.
Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его каптал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице.
Сферы деятельности малого бизнеса – мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, строительство, транспорт, здравоохранение.
Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство.
Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.
В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.
В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. [7]
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
На мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;
более высокая оборачиваемость капитала;
малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.
В частности, из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях.[8] При этом, как показывает практика, 80 - 85% разработок малых фирм внедряются в течение одного - двух лет; [9]
относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;
- высокая приспособляемость к изменениям рынка;
близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества. [10]
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. [11]