Методы поиска и вербовки специалистов
Уровень, занимаемый специалистом на прежнем месте работы может быть:
- высшим (человек из руководящего звена, принимающий непосредственное участие в выработке важных решений);
- средним (лица, имеющие доступ к устной или задокументированной информации);
- вспомогательным (кадры, не имеющие отношения к данной структуре, но способные оказывать некоторое содействие).
Ясно, что чем выше был уровень человека на прежнем месте работы, тем шире у него возможности, и тем большую ценность он представляет.
Качественная вербовка подразумевает следующие последовательные этапы работы с объектом:
- выявление;
- разработка;
- оценка;
- привлечение;
- проверка;
- направление деятельности;
- удержание:
Выявление кандидата
Выбирая подходящий объект (кандидата на вербовку) прорабатывают два направления:
- тщательно выискивается полезный по информированности (или другим своим возможностям) человек, а потом уж намечаются подходы к нему;
- обстоятельно рассматривается определенный контингент людей и оттуда отбирается наиболее лицо.
Первую привлекающую к кандидату внимание информацию получают:
- от его друзей и знакомых;
- в ходе непосредственного общения;
- наблюдая за его действиями и поступками;
- по опубликованным (его или о нем) статьям, письмам, докладам .
Разработка кандидата
На этом этапе производится тщательное изучение выбранного человека, доскональная проверка его индивидуальных способностей и возможностей.
Вся получаемая информация вносится в формализированное досье, данные из коего используются для:
- вербовки объекта:
- предсказания действий объекта;
- психологической и физической нейтрализации объекта.
Предварительное изучение
Для начала, по возможности, собирают о человеке. Характерными источниками такой информации могут служить:
- всевозможные официальные бумаги и документы (личные дела, трудовые книжки, архивы, автобиографии, домовые книги, медицинские и прочие учетные карточки, обнародованные (им или о нем) статьи и упоминания .);
- случайно или специально перехваченные телефонные (и прочие .) разговоры; скрытное наружное наблюдение, видеосъемка и фотографирование;
- контактеры (люди из круга общения объекта).
Собрав и проанализировав данные о кандидате из разнообразных доступных источников, можно переходить к следующему этапу: разработке данного объекта при прямом общении. Сюда входит:
- установление контакта (завязывание знакомства);
- углубление контакта (подготовка почвы);
- тестирование (углубление досье);
- оценка (перспективность вербовки).
Установление контакта
Обретение знакомства связано с созданием благоприятных ситуаций, многие из коих могут возникать совершенно случайно, и здесь главное - не упустить подходящего момента.
Оптимальные варианты знакомства по своей сути зависят от профессии, пола, возраста, национальности, социального положения, культурного уровня, характера, привычек и всех прочих индивидуальных особенностей человека, а кроме того от его настроения, места действия, окружающей обстановки и иных в различной степени влияющих факторов.
Углубление контакта
Выбор соответствующей техники обусловливается тонким пониманием психологии объекта в сочетании с возникшей ситуацией.
Тщательная очная разработка объекта подразумевает постоянные контакты с ним, облегчить которые поможет знание психологических приемов.
Техника тестирования
В ходе личного общения и специально созданных ситуаций осуществляется распознавание взглядов объекта, его возможностей, слабостей, склонностей, ценностей, побуждений, способностей, психофизических и интеллектуальных качеств . То, что конкретно надо узнать, определяется целью вербовки и ориентируется на унифицированную таблицу досье.
Всестороннее просвечивание объекта лучше всего производить по определенной схеме, следуя которой намечают и реализуют некую зондирующую акцию, отслеживают реакцию на нее, делают вывод и на основе этого вывода выполняют проверочное тестирование.
Перед основным зондированием следует провести предварительное, проясняющее индивидуальные особенности реагирования человека на значимую для него информацию.
Выполняя тестирование, составляют четырехзвенную таблицу ("акция", "реакция объекта", "вывод", "примечание"), в первую графу которой ("акция") вносят темы намечаемых. Все
последующие столбцы заполняют по мере проведения целевого зондирования, причем в графе "примечания" регистрируют те внешние условия, которые могли повлиять на результаты наблюдения.
Готовясь к проведению тестирования, надо:
- определить место, и в соответствии с ним, - цель, тему и метод
зондажа;
- подобрать зондирующую информацию:
- выбрать стиль и тактику (порядок и способ) предъявления этой информации;
В ходе наблюдения отслеживают:
- невербальное поведение (мимику, обмен взглядами, все движения тела, жесты .);
- паралингвистическое поведение (тон и тембр голоса, паузы в речи .);
- лингвистическое поведение (слова, синтаксис);
- перемещения в пространстве.
Основное правило тестирования гласит: "Больше наблюдательности - и меньше предубеждений".
Степень грубости зондажа (плавное вплетение в нить беседы, резкость факта .) согласуется с сообразительностью объекта, его личностной чувствительностью и ситуацией. Отношение тестирующего к основной теме зондирования должно быть достаточно нейтральным, чтобы в случае резко
отрицательной реакции можно было подыграть объекту или без ущерба для себя перейти на другую тему.
Проводя тестирование следует учитывать, что:
- декларируемые установки людей мало связаны с их невербальным поведением (говорят одно, а делают другое .);
- эмоции, вызванные заочной оценкой ситуации, нередко бывают сильнее,
чем возникающие при реальном контакте с такой ситуацией;
- человек быстрый, смелый и реактивный в беседе может оказаться совершенно иным в критической ситуации;
- человек вольно или невольно раскрывается говоря о себе;
- собеседник познается в споре;
- "ни в чем так не проявляется характер людей как в том, что они находят смешным";
- "манера смеяться является самым хорошим показателем характера человека";
- разговоры на отвлеченную тему позволяют определить интеллект, сметливость, ловкость, реакцию собеседника;
- чтобы понять симпатии и антипатии объекта, области приемлемого для него и определяющие мотивации, не мешает прояснить его отношение к различным историческим и литературным личностям;
- чем жестче стереотип, тем большую эмоцию вызывает любая попытка подвергнуть его сомнению;
- ответная реакция на утверждение всегда содержит больше информации,
чем ответ на точно сформулированный вопрос;