2 группа — компании-«середняки». В эту группу можно отнести крупные региональные сети, которые на своем локальном рынке имеют большую розничную сеть и известный бренд, что позволяет им пока конкурировать на своем уровне с федеральными компаниями. Но новые реалии заставили многих владельцев по-другому взглянуть на стратегию развития своих компаний и возможные перспективы. Некоторые компании продались, другие примкнули (полностью или частично) к франчайзинговым программам компаний-лидеров. Остальные же игроки являются «лакомым куском» для лидеров.
3 группа — компании-«одиночки». В эту группу следует отнести небольшие сети и единичные самостоятельные торговые точки, данная группа обречена на постепенное «вымирание». Потенциала у этих игроков практически не осталось. Единственный возможный способ их выживания — это расширение оказываемого списка услуг, но фактически это означает их закрытие как продавцов мобильных телефонов.
На рис. 2.2. показана продажа телефонов в РФ в 2005 году.
Рис. 2.2. Поквартальное распределение продаж мобильных телефонов в РФ, 2005 год
Для сборки первичных данных применим метод анкетного опроса. Анкета потребителей сотововых телефонов приведена в приложении 1.
На основе этой анкеты проведем группировку ответов респондентов. /Приложение 2/.
Из приложения 2 можно сделать вывод, что большинство респондентов: при покупке телефона смотрят на цену телефона; положительно относятся к сотовым телефонам марки Samsung; «раскладушки» не являются самыми удобными телефонами; больше всего по телефону общаются с деловыми партнерами, друзьями, родственниками; компания Samsung ассоциируется как крупная, опытная, современная; цифровая фотокамера не самое главное в телефоне; дисплей в телефоне Samsung SGH C520 очень хороший; возможно, не воспользуются цифровой фотокамерой в телефоне; женщин; с уровнем дохода от семи до десяти тысяч рублей в месяц; рабочие.
Далее проведем сегментирование рынка по методу AID /автоматического детектора взаимодействия/. /Рис. 2.3/.
Рис.2.3. Сегментирование рынка телефона Samsung SGH C520
На рис. 2.2. показано, что данная марка сотового телефона будет нацелена на молодых девушек с месячным доходом от семи до десяти тысяч рублей.
Рынок сотовых телефонов в России очень насыщен товарами данного направления. Поэтому этот товар находится в жесткой конкурентной среде как на Российском, так и на зарубежном рынке.
Изменения на данном рынке могут происходить под воздействием следующих внешних факторов: изменения происходящие на валютном рынке, предпочтения потребителей.
Так же нужно обратить внимание на внутренние факторы, оказывающие влияние на состояние данного рынка: конкуренция, изменение внутреннего состава участников рынка.
Все это приводит к постоянным изменениям на данном рынке, что постоянно способствует качественному улучшению состава участников и как следствие постоянное улучшение и расширение ассортимента продукции, а так же расширению разнообразия услуг, предоставляемых совместно с предлагаемым товаров.
Так как на Российском рынке телефонов много производителей, за базу оценки конкурентных преимуществ возьмем одну идентичную модель 2626 компании Nokia.
Ниже приведена таблица 2.2., в которой показаны недостатки и преимущества предлагаемого товара в сравнении с выбранным образцом.
Таблица 2.2
Сравнительные характеристики телефонов
Свойства |
Samsung SGH C520 |
Nokia 2626 |
1 |
2 |
3 |
Вес, г. Длинна, мм. Ширина, мм. Толщина, мм. Память, Мб. Количество записей в телефонной книге Радио Громкая связь Размер дисплея, пикселей Цвета дисплея Цвета корпуса Цена, руб. |
74 + 84,4 + 45,1 - 18,2 - 0.6 - 500 + Да + Да + 128×160 + 65536 + Белый, красный - 3071 - |
91 - 104 - 43 + 18 + 2 + 300 - Да + Да + 128×128 - 64000 - Красный, голубой, белый + 2250 + |
Из таблицы 2.2 видно, что у рассматриваемого телефона нет больших преимуществ по сравнению с конкурентным.
Далее проведем установление конкурентоспособности товара. /Табл.2.3/
Таблиа 2.3
Выбор рыночной стратегии телефона Samsung SGH C520
Конкурентоспособность |
Перспективы развития продукта | ||
Плохие |
Средние |
Хорошие | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Слабая Средняя Высокая |
Быстрый уход с рынка Постепенное свертывание рыночных операций Получение прибыли |
Постепенное свертывание рынка Осторожное продолжение рыночных операций или их наращивание Наращивание или быстрое наращивание рыночных операций |
Удаление позиций или уход с рынка Усиление деятельности на рынке Быстрое наращивание рыночных операций |
Так как конкурентоспособность телефона Samsung SGH C520 на Российском рынке сотовых телефонов средняя, а перспективы развития тоже средние, то больше подойдет рыночная стратегия по продолжению осторожных рыночных операций.
План маркетинга включает комплекс действий, в том числе товарную, ценовою, сбытовую политику и стратегию.
Товарная политика предполагает гибкое приспособление к рыночным условиям и обеспечение широкого ассортимента различных модификаций предлагаемой модели телефона.
Товарная стратегия предусматривает:
Создание различных модификаций телефонов на основе базовой модели;
Учет требований потребителя к характеристикам предлагаемой техники;
Различную комплектацию при поставке;
Постоянное улучшение технических показателей и эксплуатационных характеристик.
Ценовая политика увязана с общими целями предприятия и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию, а также цен конкурентов.
Ценовая политика по данному товару построена по принципу направленности на потенциального потребителя с невысоким уровнем достатка, но это не значит, что частные лица с достатком выше среднего не могут быть покупателями телефона С520.