* Оформление паспорта сделки означает, что оплата вывозимого (ввозимого ) товара будет осуществляться в иностранной валюте.
На первый взгляд, данные табл. 2.2 говорят о спаде внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Орской таможни в 1998 году. На это повлиял августовский кризис 1998 г.
Внешнеэкономическая деятельность России, в том числе и в зоне деятельности Орской таможни, за период с 1995 по 1998 гг. заметно активизировалась. Об этом говорит существенное увеличение (на 60,2 % ) в 1998 году по сравнению с 1995 годом количества участников внешнеэкономической деятельности (см. табл. 2.3).
Количество автомобилей, ввезенных физическими лицами и прошедших таможенную очистку в Орской таможне в 1998 году, заметно сократилось по сравнению с 1997 годом (см. табл. 2.4).
Таблица 2.3
Динамика количества участников внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Орской таможни в 1995 - 1998 гг.
Годы | Количество участников внешнеэкономической деятельности (шт.) |
1995 | 627 |
1996 | 816 |
1997 | 1031 |
1998 | 1005 |
Таблица 2.4
Динамика таможенной очистки автомобилей в Орской таможне в 1997-1998 гг.
Годы | Количество автомобилей, прошедших таможенную очистку |
1997 | 1840 |
1998 | 1023 |
Из табл. 2.4 видно, что количество автомобилей, прошедших таможенную очистку в Орской таможне в 1998 году, сократилось по сравнению с 1997 годом более, чем на половину (на 55,6 %) . Но этот показатель вовсе не говорит об уменьшении количества автомобилей, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации. Анализ положения дел в этом направлении показывает, что за последние полтора года участились случаи ввоза автомобилей с нарушениями таможенных правил. Это в первую очередь связано с ужесточением таможенного контроля автомобилей, ввозимых физическими лицами (изменен порядок контроля их таможенной стоимости, изменены ставки таможенного налогообложения) . Эти меры, с одной стороны защищают интересы отечественных производителей, а с другой стороны, в какой-то степени ущемляют права российских покупателей, так как автомобили отечественных марок по-прежнему неконкурентноспособны на мировом рынке и цены на них по России гораздо выше, чем за рубежом, и выше, чем на автомобили иностранных марок. Все вышесказанное касается в первую очередь подержанных автомобилей, так как большинство физических лиц ввозит именноих. Участники внешнеэкономической деятельности в большинстве случаев заключают контракты в зоне деятельности Орской таможни со следующими странами:
а) страны СНГ: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Украина, Беларусь;
б) страны дальнего зарубежья: Китай, Япония, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Италия, Таиланд.
Структура таможенной системы Российской Федерации представлена на схеме 2.1. Организационная структура Орской таможни дана на схеме 2.2.
Схема 2.1. Структура таможенной системы Российской Федерации
Б л о к 1 Б л о к 2 Б л о к 3
Схема 2.2. Организационная структура Орской таможни
При построении системы таможенных органов используются количественный, функциональный и территориальный принципы.
Количественный принцип выражается в том, что все нормативные акты Государственного таможенного комитета и регионального таможенного управления объединяет единая политика, направленная на формирование оптимального количества подразделений и заполнение их оптимальной численностью штатных единиц, достаточных для выполнения поставленных задач и функций. Оптимальное количество и оптимальная численность в данном случае означают количество и численность, достаточные для обеспечения нормального режима и ритма работы без физических и моральных перегрузок, ведущих к снижению ее эффективности, но с полной отдачей сил должностных лиц любого уровня.
Функциональный принцип отражается в объединении должностных лиц любого таможенного органа в подразделения, а подразделений - в блоки в соответствии с их функциями таким образом, чтобы отсутствовало дублирование функций разными подразделениями или разными блоками. Например, контролем таможенной стоимости и валютным контролем занимается в таможне только отдел таможенной стоимости и валютного контроля; сбор и учет таможенных платежей осуществляет исключительно отдел таможенных платежей. И так далее.
При описании территориального принципа в первой главе дипломной работы был приведен пример сети почтовых отделений. Аналогичным образом строится сеть таможенных органов. Каждое региональное управление охватывает один из регионов России, таможня - один из городов или одну из областей, таможенный пост - один из районов. Задачи же и функции таможенных управлений, таможен и таможенных постов соответственно, в принципе, идентичны, за некоторым исключением, связанным с местными особенностями - таможня может быть пограничной и внутренней, может контролировать перемещение товара железнодорожным, морским, воздушным или трубопроводным транспортом; регионы России различаются между собой по экономическим, политическим, климатическим и другим признакам, которые накладывают определенный отпечаток на функции таможенного органа. Представим все описанные выше принципы департаментализации таможенной системы на конкретных примерах (см. схемы 2.1 и 2.2).
I. Функциональный принцип.
В Орской таможне 27 подразделений, условно объединяемые в пять крупных блоков, каждый из которых курирует отдельный заместитель начальника таможни:
1). Финансово-экономический блок под руководством заместителя начальника таможни по экономическим вопросам состоит из следующих подразделений:
- отдел таможенной стоимости и валютного контроля;