- установление соответствия сотрудника занимаемой должности;
- использование каждого сотрудника в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации;
- выявление перспективы применения профессиональных и деловых качеств, способностей и возможностей сотрудника;
- стимулирование роста профессионализма сотрудника;
- определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки сотрудника;
- обеспечение возможности передвижения кадров, формирование резерва кадров для выдвижения.
Основные принципы аттестации в таможне - это:
- законность;
- гласность;
- коллегиальность.
Для определения аттестации приказом начальника таможни образуется комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 3-11 членов комиссии, которыми могут быть начальники структурных подразделений таможни, специалисты кадровых и юридических служб.
Проведению аттестации предшествует подготовительная работа. Ее организует начальник таможни, а осуществляют аттестационная комиссия и кадровые службы. Подготовительная работа включает в себя следующие мероприятия:
- проведение разъяснительной работы среди сотрудников о задачах аттестации и порядке ее проведения;
- ознакомление каждого сотрудника, подлежащего аттестации, с Положением о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;
- утверждение графика проведения аттестации;
- подготовка необходимых документов на сотрудников, подлежащих аттестации.
По окончании аттестации сотрудника таможни комиссией может быть дана одна из следующих оценок:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности при условии улучшения результатов службы и выполнения рекомендаций комиссии с прохождением повторной аттестации через год;
- не соответствует занимаемой должности.
Помимо обязательной оценки в результате аттестации комиссия может также вносить различные рекомендации, указывая конкретные мотивы. Например:
- о поощрении сотрудника за достигнутые им успехи в работе;
- о представлении сотрудника к досрочному присвоению очередного специального звания;
- о включении в резерв на выдвижение;
- о назначении на вышестоящую должность;
- о понижении в должности;
- об освобождении от занимаемой должности;
- о мерах по повышению деловой квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки, направленных на улучшение служебной деятельности сотрудника.
Аттестация сотрудников таможни проводится не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года.
По решению начальника таможни или по предложению аттестационной комиссии аттестация может быть досрочной, если сотрудник либо нарушил законодательство Российской Федерации, либо снизил показатели в работе. Аттестации подлежат сотрудники:
- принятые в таможенные органы и проработавшие в занимаемой должности 1 год;
- в связи с истечением срока выслуги в специальном звании и представлением к очередному специальному званию ;
- не проходившие аттестацию более трех лет;
- при представлении к назначению на вышестоящую должность.
Еще одна положительная сторона аттестации заключается в том, что на основе систематического анализа результатов аттестования и деятельности аттестационой комиссии ее председатель и руководитель кадровой службы, то есть заместитель начальника таможни по работе с личным составом, вносят начальнику таможни предложения, направленные на совершенствование и устранение недостатков в организации и осуществлении таможенного дела, на совершенствование профессиональной подготовки сотрудников и воспитательной работы.
Если мы попытаемся выделить этапы карьеры общей массы персонала Орской таможни, не затрагивая должностных лиц таможни отдельно, то, в общем, получим аналогию с теми этапами, которые разработаны профессионалами-менеджерами. Первый этап идентичен тому первому этапу, о котором говорят специалисты в области менеджмента, поскольку он связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Ниже мы еще будем говорить о принципах подбора кадров в Орскую таможню. Так вот один из них - это наличие высшего образования. Так что и возрастной предел первого, подготовительного, этапа - 18-22 года - также совпадает с тем, о котором говорят специалисты.
Таким же образом мы можем сказать об идентичности и второго этапа карьеры большего процента служащих Орской таможни тому второму этапу, адаптационному, который выделяют теоретики. И возрастной барьер - 23-30 лет - действительно характерен для этого этапа, хотя, пожалуй, в отношении Орской таможни следует немного опустить его верхнюю границу до 25 лет. 25-30 лет -именно таким был средний возраст только что набранной основной массы персонала таможни. Сейчас средний возраст ее служащих составляет примерно 35 лет. Адаптационный этап карьеры для служащих Орской таможни действительно характеризуется знакомством с никому неизвестным таможенным делом, так как до настоящего момента Орская таможня еще не пополнялась молодыми специалистами в области таможенного дела. Любому вновь принятому сотруднику и три года назад, и сейчас приходится овладевать новой профессией и специальностью, хотя некоторым и повезло - им удается применять полученные в ВУЗе знания в своей профессиональной деятельности в таможне.
В настоящее время процесс формирования кадрового потенциала Орской таможни завершается. Таможня находится на этапе своего развития. В силу этого мы можем предположить, что для большего процента персонала таможни их карьера развивается уже на третьем, стабилизационном, этапе, на котором происходит разделение сотрудников на перспективных и неперспективных.
Еще раз необходимо отметить, что такое деление карьеры характерно для персонала таможни в общей массе. Если рассматривать процесс развития карьеры отдельных должностных лиц, картина может быть совершенно иной. В карьере некоторых мы наверняка сможем выделить и этап консолидации. Но чтобы не быть необъективными, мы не станем этого делать. Наша задача - проследить практическое применение теоретических основ на конкретных примерах. В целом мы эту задачу выполнили.
Множество тонкостей имеется и в вопросе мотивации сотрудников таможни в отношении их профессиональной деятельности. Это психологическая сторона дела, которую каждый определяет для себя самостоятельно, естественно, с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и на основе сформированного у человека набора ценностей.
Из семи движущих мотивов карьеры, представленных в первой главе дипломной работы, для служащих таможни характерными могут быть, пожалуй, три, но не в "чистом" виде:
1 . Технико-функциональная компетентность .
Важным здесь является стремление быть лучшим специалистом в своем деле, а главное - решать сложные проблемы, когда с уверенностью можно сказать себе: "Я могу с этим справиться.", "Я могу хорошо с этим справиться.", "Я могу справиться с этим лучше всех. " Действительно, профессиональный рост первичен по отношению к росту должностному. Но скорее всего ценность представляет внутреннее признание себя как специалиста, нежели признание администрации и коллег, хотя и оно имеет немаловажное значение. А с чем трудно согласиться, так это с утверждением о том, что люди с такой мотивацией обычно безразличны к материальной стороне дела, по крайней мере, в нашем конкретном случае. Хотя и эту проблему можно рассматривать с нескольких позиций. Да, оплата труда служащего таможни неадекватна затратам этого служащего на производительный и высокопроизводительный труд. Но , с другой стороны, характеризуется определенной стабильностью.