рефераты по менеджменту

Венчурный бизнес как катализатор роста

Страница
1

Венчурный бизнес как катализатор роста

Новое поколение венчурных структур только встает на ноги, однако его роль в развитии материнских компаний уже сегодня весьма значительна. Чем это поколение отличается от предыдущего и что необходимо делать менеджерам, чтобы добиться успеха? В статье анализируются отличительные признаки таких подразделений и выделяются три типа венчурного бизнеса - совершенно новый для материнской корпорации, развивающийся в дополнение к основному бизнесу и позволяющий найти иное применение разработанным ранее технологиям. Главное для руководителей предприятий - не распылять усилия и средства, а сконцентрировать ресурсы на тех направлениях, которые вписываются в рамки четко определенной корпоративной стратегии.

В последнее время стремление крупных корпораций к росту заставило их изменить взгляды на перспективность подразделений, развивающих новый венчурный бизнес (НВБ). Эти подразделения "выращивают" с нуля различные компании, чтобы занять нишу на новых рынках, испытать и внедрить всевозможные нововведения. При этом бизнес создается внутри корпорации - в чем и состоит отличие НВБ-модели от дочерних венчурных фирм, инвестирующих в предприятия и занимающихся поиском предпринимательских идей вне материнской структуры1.

Эта модель не является открытием: многие ее разновидности применялись еще в 1970-е гг. Однако подразделения, недавно созданные в Coca-Cola, First Data, J.P. Morgan Chase, McDonald's, Mellon Financial, Nokia и других компаниях, отличаются от своих предшественников как принципами устройства и управления, так и характером деятельности. Они полностью отделены от основного бизнеса, поэтому могут сосредоточиться на венчурном предпринимательстве как таковом, не испытывая давления со стороны других подразделений. Кроме того, материнские фирмы обеспечивают "птенцам" НВБ удачный старт, предоставляя им возможность пользоваться корпоративными ресурсами, скажем предоставляя доступ к клиентам и инфраструктуре2.

Это теория. Но вот оправдывают ли на практике НВБ-подразделения возлагаемые на них надежды? В конце концов, они создавались, как правило, в годы подъема экономики, когда венчурные компании были широко разрекламированы, а стоимость новых фирм и выделившихся из больших корпораций бизнес-единиц стремительно росла. Теперь же чары первопроходцев потеряли свою силу и серьезные риски стали неприемлемыми для новичков рынка.

Попробуем кратко ответить на этот вопрос. Нам представляется, что организация НВБ-подразделений - отнюдь не дань моде. Опыт многих корпораций свидетельствует, что хотя данная модель во многих отношениях является незрелой, она уже выполняет свое предназначение, стимулируя рост материнских структур.

За последние несколько лет мы не только изучили опыт более чем 30 компаний, организовавших или организующих НВБ-подразделения, но и приняли участие в разработке планов их создания и деятельности. И что касается развития новых направлений бизнеса, некоторые уже достигли первых весьма впечатляющих результатов. Например, НВБ-подразделение корпорации Lucent Technologies, появившееся на свет в 1996 г., образовало 35 венчурных предприятий. Три из них уже "стали взрослыми" - они успешно провели первоначальное открытое размещение акций (IPO) или были проданы другой корпорации. Внутренняя норма рентабельности этого НВБ-подразделения достигла 80%3.

Мы также полагаем, что НВБ-подразделения играют весьма значительную организационную роль, действуя в качестве катализатора развития материнской корпорации и способствуя раскрытию ее потенциала в созидании нового бизнеса. Словно магнит, они притягивают специалистов с предпринимательским талантом, которых нередко не хватает в крупных компаниях. Такие сотрудники способны создавать во внешней среде особые "сети", привлекая финансовые ресурсы, технологии и опыт ведения венчурного бизнеса. Несколько ключевых сотрудников НВБ-подразделения одной из финансовых фирм позднее перешли на должности менеджеров в основном бизнесе компании.

Впрочем, не все НВБ-подразделения работают одинаково хорошо. В то время как некоторые из них становятся лидерами в своей группе, другие топчутся на месте или вовсе терпят крах. Необходимо отметить, что отличительными признаками первых являются способность сосредоточиться на ограниченном числе направлений и использование определенных принципов управления деловыми процессами. Менеджеры могут выбрать любой из трех видов венчурного бизнеса - совершенно новый для материнской корпорации, расширяющий палитру предложений, которые разработаны ключевым подразделением, или бизнес, основанный на новом использовании возможностей и технологий материнской структуры. Но если они будут заниматься всем подряд, то в итоге им придется иметь дело со смешанным бизнес-портфелем, и не исключено, что требования к управлению его компонентами окажутся противоречивыми.

Совсем другое поколение

В большинстве случаев современные НВБ-подразделения имеют весьма отдаленное сходство со своими предшественниками, основанными в 70-х, 80-х и даже середине 90-х гг. По сути, они прошли путь от функционирующего в рамках крупной корпорации центра разнообразной предпринимательской деятельности до специализированной организации, которая обслуживает специфические потребности роста материнской структуры. Кроме того, в настоящее время НВБ-подразделения используют преимущества создавших их фирм не так, как раньше.

НВБ-подразделения первого поколения в целом работали как механизмы, стимулировавшие возникновение множества различных идей (либо на семинарах для персонала, либо в ходе конкурса бизнес-планов). Идеи оценивались и, в случае признания их перспективными, финансировались. Руководство рождающимися инициативами и их внедрение осуществлялись исключительно работниками компании, обычно с участием авторов новаций.

Однако результаты этих усилий по большей части оказывались неутешительными. На конкурсах и семинарах редко вырабатывались хорошие предложения. Сотрудниками венчурных структур, как правило, становились эксперты исследовательских отделов, которым не хватало как умения выстраивать бизнес, что необходимо для претворения идеи в жизнь, так и способности создавать внутрифирменную сеть для обеспечения своего подразделения требуемыми ресурсами. Кроме того, НВБ-подразделения первого поколения часто не вписывались в обширные программы роста материнских корпораций. В итоге многие из них были ликвидированы.

Сегодняшнее поколение выглядит совсем иначе и гораздо больше ориентировано на процесс создания бизнеса. Большинство НВБ-подразделений располагается в штаб-квартире организации и подотчетно генеральному директору. Обычно такими подразделениями руководит небольшая команда из шести-десяти портфельных менеджеров, часть которых приходит из материнской структуры, а часть - извне. Присутствие "своих" обеспечивает доверительное отношение высшего руководства к венчурной структуре; они обладают знанием внутрикорпоративных реалий и способностью направить имеющиеся ресурсы на развитие самых перспективных сфер бизнеса. Пришедшие со стороны (обычно - бывшие менеджеры инвестиционных банков, консультационных фирм и недавно вышедших на рынок компаний) дают "свежую кровь" - новые навыки и опыт, новый взгляд на состояние дел и новые связи. Например, Кит Нидхэм (Kit Needham), один из директоров НВБ-подразделения Mellon Financial, пришел из банковской структуры, а его коллега Стивен Хэйер (Steven Heyer) из Coca-Cola ранее был президентом и исполнительным директором Turner Broadcasting System.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту