рефераты по менеджменту

Герои, бульдозеры и бунтари: исправление стереотипов поведения

Страница
3

С самого начала необходимо говорить с Бульдозером твердо и серьезно. Важно также обратиться к нему непосредственно после одного из его «наездов»: ему будет легче распознать внутренние предвестники надвигающейся бури, если вы укажете ему на ее внешние проявления тогда, когда они еще свежи в его памяти. Это правило справедливо и для остальных «дурных привычек». Подобно уликам на месте преступления, воспоминания стираются чрезвычайно быстро.

Пессимист

Пессимист пессимистичен из самых лучших побуждений. Он старается защитить организацию от напастей, которыми грозят ей ненужные нововведения. Проблема заключается в том, что ненужными Пессимист считает все предлагаемые перемены.

Иногда его тревога бывает оправданной — основанной на знании ошибок, сделанных кем-либо в прошлом. Чаще, однако, он только душит на корню любую инициативу и блокирует перспективные варианты. Он также склонен к мелочному контролю и пытается следить за каждым шагом окружающих, чтобы они не допустили промашки.

Пессимистом движет прежде всего боязнь осрамиться, страх оказаться неправым или несостоятельным. Стремление застраховаться от неудач может незаметно заразить всю организацию, наложив отпечаток на принятый в ней стиль работы, а это крайне плачевно скажется на способностях компании идти на риск и внедрять нововведения.

К счастью, существуют средства, позволяющие излечить Пессимиста от его недуга. Первым делом заверьте такого сотрудника, что вы, так же, как и он, ратуете за разумную осторожность при рассмотрении предлагаемых перемен. Это поможет вам избежать бесплодных пререканий о плюсах и минусах каждой конкретной инициативы. Затем укажите, что, как это случилось с мальчиком из детской истории о пастушке и волках, окружающие постепенно перестают обращать внимание на сигналы Пессимиста. Хуже того, он приучает их ни о чем не тревожиться: «Им незачем беспокоиться и уж, конечно, незачем говорить о каких-то сомнениях. Они взвалили это бремя на вас». Нужно заставить Пессимиста понять, что переживать и волноваться — естественно, однако компания ждет от него не бездумного отстаивания статус-кво, а конструктивного анализа возможных перемен.

Один из способов направить энергию Пессимиста в мирное русло — научить его грамотно оценивать риски. Пессимисты не только отказываются видеть потенциальные выгоды от предлагаемого действия, но и, как правило, не учитывают потери, связанные с бездействием. Поручите Пессимисту каждый раз, как только речь зайдет о каких-либо переменах, составлять таблицу и заносить в нее не только все за и против реализации перемен, но также и все за и против сохранения существующего положения. Когда такой систематический анализ предложенных начинаний войдет у него в привычку, он волей-неволей станет более объективен в оценке рисков.

Бунтарь

Подросткам кажется, что, одеваясь в вызывающие наряды и делая себе безумные прически, они восстают против традиций и стандартов. В действительности большинство из них как раз подстраивается под стандарты — но только те, что приняты в их кругу. Сотрудники-бунтари также бывают весьма предсказуемы в своем автоматическом отрицании любых установок и правил. Хотя они и считают себя революционерами, их выступления против «системы» ограничиваются простым брюзжанием. Как правило, такие люди не предпринимают реальных шагов, чтобы изменить не устраивающее их положение вещей.

Распознать Бунтаря совсем несложно. Он задает неуместные вопросы на собраниях, постоянно отпускает шуточки о руководстве компании и публично подвергает сомнению мотивы, продиктовавшие то или иное важное решение. Бунтарь столь сильно подрывает моральный дух коллектива, что, безусловно, следует попытаться скорректировать его поведение — конечно, если вы считаете его ценным для компании работником. Больше всего Бунтарь любит заниматься «перетягиванием каната». Лишите его этого удовольствия. Не теряйте самообладания и не поддавайтесь на провокации. Попробовать отучить Бунтаря от привычного для него поведенческого стереотипа можно двумя способами.

Первый — кооптировать Бунтаря, поручив ему реализацию достаточно заметного проекта, требующего взаимодействия с другими членами коллектива. Таким образом вы добьетесь того, что он перестанет быть частью критиканствующей толпы и окажется на сцене, в свете прожекторов. Возможность возглавить интересный и значительный проект — своего рода подкуп. Кто-то из Бунтарей понимает это, но все же идет на сделку. Другие упрямо отказываются — и в этом случае можно воспользоваться вторым способом.

Без всяких предупреждений, стараясь держаться совершенно нейтрально, спросите у Бунтаря, не собирается ли он увольняться. Когда, удивленный таким вопросом, он даст отрицательный ответ, скажите, что на эту мысль вас навели его постоянное недовольство, протесты и уничижительные отзывы о компании. Если сотрудник начнет объяснять, что у него «просто такая манера говорить» и что он «всего лишь дурачится и шутит», резко осадите его, заявив: «В любом случае ваше поведение задевает людей и подрывает мораль организации. Больше так продолжаться не может».

Затем переведите разговор в другую плоскость: «Если говорить по существу, вы, как я понимаю, считаете, что компания нуждается в революционных переменах?» С этим Бунтарь, скорее всего, согласится. Тут-то и настанет момент бросить ему вызов: «Пытаясь бороться с недостатками системы, хотите ли вы, как истинный революционер, добиться реальных изменений? Или же вы из тех, кто будет произносить на пламенные речи до тех пор, пока его не уведут на расстрел?»

Вряд ли второй вариант покажется кому-то привлекательным, и значит, у вас появится шанс сделать вашего Бунтаря настоящим катализатором перемен. Подтолкните Бунтаря к логическому выводу: «У вас есть выбор. Вы можете работать и менять компанию к лучшему или можете продолжать быть брюзгой и раздражителем. Выбрав последнее, вы застопорите вашу карьеру и не сможете существенным образом влиять на положение дел. Я очень надеюсь, что вы поступите по-другому, поскольку, как вы справедливо отметили, наша компания несовершенна и, чтобы сделать ее лучше, нам нужны такие люди, как вы».

Бунтарь, которого действительно волнует положение дел в компании (и собственная карьера), сделает правильные выводы. С отрицания ради отрицания он переключится на конструктивную критику и искоренение недостатков, чтобы улучшить положение дел в компании. Конечно, Бунтарь не сможет измениться в одночасье, поэтому какое-то время вам придется отслеживать ситуацию, периодически с ним встречаясь. Однако результат оправдает затраченные усилия.

Честолюбец

Такой человек постоянно грезит о восхищенных овациях толпы, приветствующей его. Или, переходя к реалиям бизнеса, представляет себя на обложке журнала Forbes в роли основателя могущественной Интернет-империи либо мечтает заполучить заказ от крупного клиента. Проблема заключается в том, что он ставит перед собой грандиозные цели, желая достичь их в нереально короткие сроки.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту