Как руководитель Честолюбца, вы должны донести до него два момента. Первый: вы приветствуете его энергичность, амбициозность и уверенность в своих силах. Второй: вы настроены на то, чтобы активно продвигать его вверх максимально возможными темпами, которые обеспечат ему стабильный прогресс.
Честолюбец должен понять: вы тормозите его не потому, что не верите в его силы. Напротив, вы неоднократно убеждались в его способностях и умении правильно их применять. Понятно, что он хочет быстрее добраться до вершины, — и это абсолютно естественно для такого отличного работника. Вы совершенно уверены в том, что он достигнет своей цели, если будет придерживаться предложенного вами плана.
Далее следует объяснить, в чем, собственно, состоит этот план. В него могут входить стажировка, плотная работа с конкретными клиентами, участие в проектах компании. Честолюбцу полезно будет изучить карьерные траектории сотрудников, занимающих интересующие его посты; это поможет ему понять, что свои теперешние должности эти люди получили не сразу, как только пришли в компанию с улицы.
Честолюбцы беспокоятся, что не смогут продвинуться так далеко, как хотели бы. Им кажется, что их титанические старания остаются незамеченными. Поэтому важно чаще обсуждать с ними их карьерное продвижение и регулярно хвалить — как за большие успехи, так и за малые. Такая тактика поможет вам убедить Честолюбца в том, что через какое-то время он непременно поднимется на пьедестал почета.
***
Как руководителя, вас волнуют действия подчиненных и результаты, к которым они приводят. Хотя предложенные нами методы не гарантируют стопроцентного успеха (некоторые просто не желают меняться, другие уже слишком испортили свою репутацию в компании, чтобы им можно было помочь), они тем не менее достаточно эффективны для большинства людей. Воспользовавшись ими, вы сможете принести пользу как им самим, так и компании в целом.
Однако прежде чем бросаться избавлять кого-то из сотрудников от «дурной привычки», необходимо понять, стоит ли этот человек ваших будущих усилий. Нужно ли попытаться ему помочь или лучше деликатно от него избавиться?
Для этого рассмотрите возможные варианты развития событий. Лучший и худший сценарии очевидны. Наиболее вероятно, однако, что человек воспримет ваш сигнал и постарается измениться, но так и не сможет до конца искоренить проблемное поведение. Каковы ваши критерии «положительного результата»? В какой точке доходы начинают превалировать над издержками? Помните о том, что, требуя от человека абсолютного совершенства, вы неминуемо обрекаете себя и его на неудачу. Вы также должны спросить себя, стоит ли именно вам браться за эту задачу. Если вы решили действовать самостоятельно, тщательно спланируйте ваш первый разговор. Убедитесь, что у вас будет достаточно времени, чтобы подробно проанализировать ситуацию. Такую тему нельзя обсуждать второпях, на бегу.
Вам нужно будет четко указать причины, которые, по вашему мнению, указывают на присутствие того или иного поведенческого стереотипа. Сделайте нужные пометки, чтобы говорить весомо и аргументированно. Лучше всего привести примеры из самого недавнего прошлого. Вы также должны подготовить конкретные предложения о том, что может помочь вашему собеседнику изменить свое поведение. Их можно будет доработать и подкорректировать в ходе разговора, однако важно, чтобы вам было от чего оттолкнуться. Наконец, запланируйте контрольную встречу вскоре после вашего первого разговора — лучше всего приблизительно через неделю. Помощь в борьбе с поведенческими стереотипами не может носить разовый характер. «Дурные привычки» формируются годами, и от них невозможно избавиться за один день.