Корректируя поведение Героя, начните с признания его заслуг, однако не развивайте эту тему, а сразу же переходите к обсуждению опасности истощения. Поговорите с ним о том, как замечать признаки переутомления у него самого и у его товарищей. Дайте ему понять серьезность этой проблемы, поясните, что он систематически пересекает черту, за которой «больше» уже не значит «лучше». Ему нужно научиться вовремя себя тормозить.
Герой должен осознать, что важно регулярно контролировать «температуру» коллектива, отслеживая такие тревожные симптомы, как мешки под глазами или сдерживаемую зевоту. Во время собраний ему нужно обращать внимание на невербальные коммуникационные проявления, свидетельствующие о беспокойстве или раздражении.
Хороший генерал знает, когда нужно отступить, чтобы назавтра с новыми силами ринуться в бой. Соответственно, вам следует поощрять Героя, когда он демонстрирует нацеленность на перспективу, и делать ему замечания, если он увлекается сиюминутными результатами. Подчеркните, что основная его задача — принятие стратегических решений; их практическую реализацию он должен по возможности поручать кому-нибудь другому.
Наконец, совершенно необходимо, чтобы кто-то официально взял на себя обязанность следить за поведением Героя. Ваша цель — умерить его пыл, но не остудить его до конца. Поэтому здесь нужен человек, точно чувствующий, где проходит эта грань. Возможно, вы решите хотя бы частично взять эту роль на себя, однако будет полезно привлечь к этому процессу кого-то еще. Предложите Герою самому назвать коллегу, которому он доверяет. По крайней мере первое время этот человек должен будет помогать ему отслеживать «температуру» коллектива: ведь, как правило, подчиненные стараются не говорить Герою о том, что устали и нуждаются в отдыхе.
Корректировать поведения сотрудника такого типа — достаточно щекотливое занятие. Вам нужно, чтобы Герой продолжал действовать так же эффективно, как и раньше, но при этом понял, что в выматывании себя и других нет совершенно ничего героического. Этим людям, которые вносят столь большой вклад в общее дело, требуется «тонкая настройка».
Меритократы искренне верят в то, что жизнь — это честное спортивное состязание, в котором победа гарантирована объективно лучшим. Такие люди отлично учились в школе и институте. Они прекрасно сдавали все зачеты, получая высшие баллы; следствием этого стала их простодушная уверенность в приоритетности объективных, поддающихся измерению фактов. Меритократы не осознают того, что в действительности идею необходимо подать, протолкнуть, адаптировать к политическим и организационным реалиям. Нужно уметь торговаться и идти на компромиссы, чтобы добиться желаемого. Люди, игнорирующие эти прописные истины, не добиваются того, чего могли бы добиться, — о какой бы сфере деятельности ни шла речь.
Помогая Меритократу, нужно в первую очередь посочувствовать ему. Согласитесь, ужасно жаль тратить время на доказательства разумности очевидно разумных идей, на торговлю о взаимных уступках, усмирение одних демонов и ублажение других. В идеальном мире эмоции и политические соображения, безусловно, не играли бы в принятии решений никакой роли.
После этого нужно задать Меритократу трудный, но очень важный вопрос: насколько результативно он хочет действовать? Меритократы, как правило, относятся к числу самых усердных, талантливых и образованных сотрудников. Задача руководителя — показать им возможность существования промежуточных вариантов, позволяющих добиться большего, практически (скажем, на 90%) не поступаясь принципами.
Дайте Меритократу время, чтобы осознать сказанное вами, но не дожидайтесь, пока он проникнется жалостью к самому себе. Перейдите к какой-нибудь конкретной ситуации: «Итак, обсудим ту замечательную идею, о которой вы говорили мне на прошлой неделе. Давайте ее реализуем. Кто нам понадобится, чтобы достичь этой цели? Чье сопротивление нужно будет нейтрализовать? На какие уступки нам придется пойти? Как убедить в целесообразности этой идеи тех, от кого зависит окончательное решение? Существует ли что-нибудь, о чем есть смысл попросить сначала, чтобы впоследствии использовать это в качестве разменной монеты?» и т.д.
Нужно донести до Меритократа мысль о том, что в действительности идти к намеченной цели чрезвычайно интересно — это как играть в игру, в которой значение имеет конечный результат. Нет ничего приятнее сознания, что ты добился того, чего хотел, и вот этого-то удовольствия Меритократ, скорее всего, лишал себя своими категоричными требованиями и безапелляционными заявлениями. Единожды почувствовав вкус успеха, он, как правило, хочет повторить этот опыт, и вторая попытка дается ему намного легче.
Как и Герою, Меритократу надо научиться видеть других людей. Только понимая и учитывая особенности каждого из игроков, Меритократ может заручиться поддержкой окружающих и привлечь их к активному участию в задуманном им проекте. Поначалу Меритократу будет нелегко принимать во внимание все субъективные факторы, влияющие на процесс принятия решений. Как руководитель вы должны помочь ему воспринимать их как данность, которую невозможно игнорировать. Не всех Меритократов удается убедить в правильности этой точки зрения; кое-кто из них может покинуть вас в поисках истинной меритократии. Радость победы, однако, служит сильнодействующим средством, которое заставляет всех, кроме самых неизлечимых, постепенно изменить свое поведение.
Этот человек еще в нежном возрасте уверился во враждебности окружающего его мира и вывел для себя правило: расталкивай локтями всех, чтобы никто не оттолкнул тебя. Он терроризирует и настраивает против себя всех, кто встречается на его пути. Он никому не доверяет, и никто не доверяет ему. В то же время он в высшей степени лоялен к начальству и умеет делать дело, поэтому достоин того, чтобы вы попытались ему помочь.
Бульдозеры, как правило, очень неохотно отказываются от высокоэффективного с их точки зрения стиля, поэтому, чтобы изменить Бульдозера, вам придется стать им самому. Поинтересуйтесь у него, представляет ли он, скольких врагов нажил себе внутри компании. Для большей весомости в этом месте мы обычно замечаем: «Если бы вопрос о вашем пребывании в компании решался голосованием, вы бы, без всяких сомнений, уже были уволены».
Когда Бульдозер проявил наконец готовность слушать, пора инициировать кампанию по восстановлению отношений. Потребуйте от него составить список жертв — сотрудников компании, которых он обидел и оскорбил. Как бы банально это ни звучало, Бульдозер должен непременно извиниться за все прошлые злодеяния, что, конечно, потребует от него определенного мужества. Чтобы облегчить ему эту задачу, вы можете выступить в роли обиженного им человека и разыграть с ним сцену примирения. Хотя массового принесения извинений недостаточно для того, чтобы полностью исправить ситуацию, это именно то, с чего обязательно нужно начать.
Конечная же наша цель — заставить Бульдозера прекратить терроризировать окружающих. Для этого ему нужно научиться замечать предвестники, свидетельствующие о том, что он вот-вот «переедет» кого-нибудь (напряжение тех или иных групп мышц, прокручивание в голове определенных мыслей), чтобы иметь возможность вовремя остановить самого себя. В такой момент он может попросить о перерыве в собрании или быстро завершить беседу, сославшись, например, на необходимость срочно сделать важный звонок. Эти простые методы оказываются удивительно действенными.