Все больше менеджеров и студентов убеждаются в том, что время, потраченное на занятия в бизнес-школе, в итоге не только окупится, но и принесет прибыль. Обучение, особенно в отрыве от работы (неважно, физическое ли это отсутствие или виртуальный контакт с преподавателем в режиме реального времени), лишь тогда имеет смысл, когда оно приносит «с доставкой на дом» четкую практическую ценность. Поэтому обучающиеся — как частные лица, так и обучающиеся за счет фирм менеджеры — все чаще настаивают на современности и практической применимости получаемого образовательного продукта и его гарантированной окупаемости.
С одной стороны, современная школа бизнеса пытается обслуживать студентов — работников компаний, которые заинтересованы в минимальных затратах рабочего времени и максимальной выгоде. С другой стороны, учебное заведение не может позволить себе игнорировать запросы традиционных категорий студентов: бакалавров, магистров и независимых менеджеров. Многие педагогические новшества, в том числе основанные на научных исследованиях, могут быть очень успешными, если они были специально предназначены для конкретных слушателей, с которыми преподаватели работали в рамках стандартных программ. Это добавляет программам дополнительные многообразие и богатство.
Традиционная модель обучения: навязывание студентам потоков информации
Индивидуальным студентам — бакалаврам, магистрам и независимым менеджерам — обычно предлагаются стандартные курсы дисциплин, которые в сумме соответствуют определенной научной степени или программе. Лекции читаются отдельными профессорами, довольно редко — командами преподавателей. Главной изюминкой такого педагогического подхода являются профессоры-лекторы классического академического стиля. Все мы слышали об их блестящих, занимательных и вдохновенных лекциях, а некоторые на них даже присутствовали. Современные гуру консалтинга могут похвастаться сходством с преподавателями старой школы: часто они бывают великолепными ораторами с острым и точным взглядом на вещи. И все же данная модель слишком однобока. С партнерством она имеет очень мало общего, а с партнерством по обучению — вообще ничего. Каждый сталкивался с таким типом обучения на лекциях или презентациях. Подобные выступления могут быть весьма эффективны за счет краткости и узости круга обсуждаемых вопросов. Стоимость такого обучения возникает в основном из информации, извлеченной из лекционного курса, несмотря на односторонность связи.
Данный подход почти не учитывает особые пожелания студентов, которые заключаются в том, чтобы мобилизоваться, самостоятельно определять содержание учебных программ и вообще руководить своим образованием. Уже более тридцати лет назад декан Школы управления Слоуна профессор Уильям Паундз рассуждал об «искусстве поиска проблемы». Он противопоставлял это так называемое искусство более простой методике решения проблемы, которой студенты с легкостью овладевали в рамках традиционных университетских программ. Метод поиска проблемы, более трудный, по мнению Паундза, учит студентов находить соответствующее знание, то есть видеть новые возможности, создавать новые подходы к проблеме, искать новые возможности для маневра. Другими словами, этот метод позволяет с помощью полученного знания первым разглядеть деловые возможности, скрытые от всех остальных. Следовательно, обучение должно соответствовать реальности, оперативно реагировать на изменения и демонстрировать свою точную адресную ценность, короче говоря, быть именно тем, что многие из нас подразумевают под термином «активное обучение». Уинстону Черчиллю приписывают слова: «Я люблю учиться и ненавижу, когда меня учат». Если вы также считаете, что Черчилль нашел бы единомышленников среди сегодняшних студентов, то вам придется согласиться с тем, что элементами партнерства являются большая привлекательность, более интересное содержание и большая интерактивность обучения.
Новая модель: интерактивное обучение
В противоположность традиционному одностороннему обучению интерактивный метод позволяет студентам взаимодействовать друг с другом и с преподавателем. Типичные формы интерактивного процесса — обсуждение конкретных деловых ситуаций, общие дискуссии или коллективная работа. К счастью, новаторские педагогические подходы, активно вовлекающие студентов в преподавание, получили широкое распространение. Это вызвало усиление партнерских чувств между студентами и профессорами. Теперь гораздо реже можно увидеть до боли знакомую картину: вещающий с кафедры профессор и ровные ряды сидящих на скамьях благоговейно внимающих ему студентов. В школах бизнеса такого, пожалуй, и не встретишь. Расписание заполнено активным обучением, работой в группе, практическими проектами. Особый упор делается на командную деятельность. Виртуальное интерактивное обучение, основанное на информационных, коммуникационных и мультимедийных технологиях, открыло новые пути получения знаний. Практически в каждом классе даже при классическом аудиторном подходе мы наблюдаем такие формы дискуссий и группового обучения, как обсуждение «кейсов», групповые дебаты, коллективная работа над проектами и так далее.
Кстати, большинство классических деловых ситуаций во многом представляют старый способ преподавания. Хотя студентов всячески убеждают активно участвовать в работе класса, обсуждать поставленные проблемы и вступать в споры, слушать и запоминать, часто на практике мы видим, что классический метод ситуационного анализа представляет собой разновидность модели одностороннего внушения студенту взглядов преподавателя. Просто профессор доводит свое мнение до аудитории иным способом, который выглядит «псевдоинтерактивно». Не приходится говорить, что, хотя преподаватель и слушатели взаимодействуют друг с другом, остается вопрос, насколько эффективно такое обучение, если кейс является лишь инструментом передачи давно разработанных решений от профессора к студенту.
Виртуальные деловые ситуации, напротив, позволяют студентам отбирать интересующую их необходимую информацию для подготовки к обсуждению предложенных «кейсов». Студент сам себе руководитель, он следует собственному рабочему расписанию, сам определяет нужные ему области знания, сам решает свои проблемы. Нарастающая волна критики в адрес традиционных способов преподавания обязана происхождением этому подходу. Действительно, многие современные примеры из деловой жизни, как виртуальные, так и на бумаге, подходят под это описание. Они позволяют студентам или вынуждают их увязывать теоретическое образование с их собственной практикой. Успешная школа бизнеса не может позволить себе игнорировать современный ситуационный анализ, а также разработку и научное исследование подобных практических примеров. Новые деловые ситуации, чтобы быть интерактивными, должны ориентироваться на проблемы, отражающие современные запутанные реалии. Они должны предоставлять студентам возможность самим вырабатывать собственные современные научные взгляды вместо того, чтобы механически соблюдать расписание занятий и принимать на веру предлагаемые профессором готовые рецепты.