Как мы видим, доля на полках практически полностью совпадает с долей в умах потребителей. Есть марки, которые имеют несколько более высокий марочный потенциал, чем долю фейсов («Золотая семечка», «Отменное»). Их рыночное положение можно охарактеризовать как устойчивое, имеющее реальные шансы для роста. А есть марки, которые имеют популярность у потребителей ниже, чем долю фейсов в розничной торговле. Их положение можно охарактеризовать как неустойчивое, а также требующее рекламной поддержки. Например, «Мечта хозяйки», «Моя семья».
При сравнении доли фейсов и показателей дистрибьюции можно заметить, что планомерная мерчандайзинговая активность практически отсутствует в розничной торговле растительным маслом.
Таблица 11.
Сравнение показателей дистрибьюции и доли фейсов в розничной сети
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ |
доля фейсов |
дистрибьюция | ||
дек.03 |
апр.04 |
дек.03 |
апр.04 | |
ОАО "Юг Руси" |
21% |
19% |
78% |
80% |
ОАО МЖК "Краснодар" |
10% |
12% |
48% |
53% |
ООО "Рабочий" |
10% |
9% |
63% |
65% |
ОАО "Эфко" |
6% |
8% |
37% |
39% |
Nidera S.A./ ООО "Растительное масло "Лабинское" |
9% |
8% |
62% |
59% |
ОАО "Днепропетровский маслоэкстракционный завод" |
8% |
6% |
44% |
47% |
ООО "Савилит" |
4% |
6% |
26% |
36% |
"Валуйский комбинат растительных масел" |
1% |
5% |
10% |
31% |
Ассейтес Агро Севилья GA |
1% |
4% |
3% |
16% |
Предприятия промышленной группы Петросоюз |
10% |
3% |
43% |
18% |
Молинос |
5% |
2% |
24% |
7% |
Как известно из исследований других сегментов рынка, нередка ситуация, в которой какой-либо производитель добивается более высокой доли фейсов при неизменной дистрибьюции. Для этого проводятся специализированные рекламные акции. А что касается розничного рынка растительного масла, то коэффициент доля фейсов/ дистрибьюция почти для всех производителей составляет 15-20%. Только «Юг Руси» устойчиво преодолевает этот барьер с показателями 25-27%. (Очевидно, что это более всего связано с тем, что у «Юга Руси» есть зонтичный бренд «Золотая семечка», в котором выпускаются различные виды масла под одним общим названием).
Итоги
Подводя итоги вышесказанному можно выделить несколько общих тенденций для розничного рынка растительного масла:
сдвижение покупательского спроса в сторону чуть более дорогих марок
прямая зависимость между ситуацией в розничной торговле и оценками покупателей
низкая мерчандайзинговая активность производителей
устойчивое положение на рынке при превышении 40% порога дистрибьюции
в исследовании выявляется прямая зависимость между популярностью у потребителей и долей фейсов в розничной торговой сети.
Также стоит отметить несколько технических особенностей маркетинговых исследований:
в исследовании необходимо учитывать, что покупателями являются 70% женщин и 30% мужчин;
в исследовании очень продуктивно совместное применение опросов потребителей и показателей розничной сети;
динамические показатели исследований помогают лучше понять рыночную ситуацию.
Нам кажется, что эти выводы помогут маркетологам в планировании адекватной и эффективной рыночной активности. Будем благодарны за отзывы и предложения. Готовы ответить на дополнительные вопросы.
Сноски
1 Для анализа был выбран сентябрь как один из самых показательных («урожайных») месяцев года.
2 В данном случае мы ссылаемся на данные исследований российского «Комкона ».