Введение
Ростовская область среди всех территорий России традиционно относится к территориям – ведущим производителям растительного масла, территориям – экспортерам растительного масла. Так, по данным Госкомстата России, в сентябре 2003 года в России производство растительного масла составило 84,8 тыс. тонн, в том числе рафинированное 46,3 тыс. тонн. В том числе производство подсолнечного масла – 81,2 тыс. тонн, соевого – 500 тонн, кукурузного – 400 тонн, других видов – 220 тонн. Основными производителями растительного масла в сентябре, как обычно, были названы Краснодарский край – 45% всего производства, Ростовская область – 18%, Белгородская область – 11%, Ставропольский край – 8 %, Воронежская область – 6%, Волгоградская область – 5%. Также Госкомстат России отмечает, что загрузку предприятий в сентябре можно оценить в размере не более 40%. Следовательно, рынок имеет существенный производственный потенциал для роста.
Что касается потребления растительного масла, то отмечается его неуклонный рост. Аналитики Госкомстата оценивают потребление растительного масла в России в расчете на 1 человека на уровне 10-12 л в год, или в расчете на 1 домохозяйство 3,41 л в месяц. В то время как в конце 90-х годов потребление растительного масла составляло около 6,5 л в год на 1 человека. По нашим оценкам, потребление растительного масла на душу населения значительно ниже и составляет около 6,5 л в год. (С нашими оценками согласны еще ряд аналитиков, например, аналитики агентства «Качалов и коллеги») Обратим внимание, что Министерство здравоохранения рекомендует норму потребления растительного масла 13-15 л в год в расчете на 1 человека, а в развитых странах Запада потребление растительного масла оценивается от 15 до 26 л в год в расчете на 1 человека. Таким образом, мы видим и в оценках возможности для роста объемов потребления.
Следовательно, рынок растительного масла будет привлекать внимание инвесторов, производителей, намеренных расширять свое производство и сбыт, а, следовательно, маркетологов.
Компания Альянс Мажор (г. Ростов-на-Дону) с 2003 года начала программу изучения и мониторинга розничного рынка растительного масла г. Ростова-на-Дону. К данному моменту проведены 2 волны исследования: в декабре 2003 года и в апреле 2004 года. Исследование включает в себя 2 вида активности: мониторинг точек розничной торговли и опрос потребителей. В мониторинге принимают участие 100 торговых точек различных видов (супермаркет, магазин, ларек), выборка квотируется пропорционально представленности видов торговых точек в г. Ростове-на-Дону. В ходе опроса опрашивается 400 покупателей растительных масел, выборка квотируется по полу (30% - мужчины, 70% - женщины).
Наблюдается незначительная тенденция ускорения (увеличения) частоты покупки растительного масла. Если в декабре 2003 года 1 раз в неделю покупали растительное масло 11% опрошенных, то в апреле уже 14%. Однако в среднем покупатели покупают растительное масло один раз в 34 дня.
График 1. Частота покупки растительного масла.
Чаще всего покупатели покупают подсолнечное масло (более чем в 90% случаев). Однако в последнее время набирает популярность оливковое масло. Так, в декабре 2003 года оливковое масло покупали 4% опрошенных, то в апреле 2004 года – 7%.
Таблица 1. Предпочтения покупателями различных видов масла
ВИД МАСЛА |
дек.03 |
апр.04 |
подсолнечное |
94% |
90% |
оливковое |
4% |
7% |
кукурузное |
2% |
3% |
соевое |
0% |
0% |
ИТОГО |
100% |
100% |
Более 70% опрошенных покупают в ходе разовой покупки 1 бутылку подсолнечного масла, около 18% - 2 бутылки.
Таблица 2. Количество покупаемых бутылок в ходе разовой покупки
КОЛ-ВО БУТЫЛОК |
дек.03 |
апр.04 |
1 бутылка |
72% |
75% |
2 бутылки |
18% |
18% |
3 бутылки |
6% |
3% |
более 3 бутылок |
4% |
4% |
ИТОГО |
100% |
100% |
Большинство опрошенных предпочитают покупать 1-литровую бутылку (более 80%). Но последнее время литровая бутылка несколько отступила от максимальной планки популярности в 95% и наиболее популярна только у 82% опрошенных.
Таблица 3. Объем разовой покупки
ОБЪЕМ ПОКУПКИ |
дек.03 |
апр.04 |
0,5 литра |
3% |
3% |
от 0,5 до 1 литра |
1% |
3% |
1 литр |
95% |
82% |
2 литра |
1% |
3% |
более 2-х литров |
1% |
4% |
другое |
0% |
5% |
ИТОГО |
100% |
100% |
Немного выросла и средняя цена покупки растительного масла, если в декабре 2003 года она составляла 42 рубля за 1 литр, то в апреле 2004 года – 44 рубля за 1 литр.
График 2. Цена покупки растительного масла, руб. за 1 литр
А вот в предпочтениях производителей произошли существенные перестановки. Если в декабре 2003 года наиболее популярными были местные производители (64%), то в апреле 2004 года местные производители уступили свою популярность российским производителям и получили только 41% популярности. В апреле 2004 года российские производители получают уже 54% популярности, против 31% в декабре 2003 года.