График 3. Дистрибьюция производителей растительного масла.
График 3 показывает нам, что лидирующие позиции занимают ростовские производители «Юг Руси» и «Рабочий». Но более всего этот график интересен тем, что помогает понять особенность розницы: при дистрибьюции ниже 40% рыночное положение становится неустойчивым, существует высокая вероятность потери рыночной позиции. Колебания синей линии относительно красной, которые начинаются с отметки 40% очень наглядно демонстрируют это положение.
Такая же ситуация характерна и для дистрибьюции различных марок растительного масла.
Говоря о дистрибьюции марок растительного масла интересно было бы сравнить показатели дистрибьюции марок и показатели популярности марок у потребителей.
Таблица 9. Сравнение показателей дистрибьюции и популярности у потребителей марок растительного масла
НАЗВАНИЕ МАСЛА |
опрос |
дистрибьюция | ||
дек.03 |
апр.04 |
дек.03 |
апр.04 | |
Золотая семечка |
38% |
33% |
78% |
80% |
Отменное |
16% |
21% |
63% |
65% |
Аведовъ |
7% |
11% |
48% |
53% |
Злато |
11% |
10% |
62% |
58% |
Олейна |
8% |
5% |
44% |
47% |
Мечта Хозяйки |
0% |
0% |
29% |
15% |
Слобода |
2% |
1% |
31% |
34% |
Моя семья |
3% |
0% |
24% |
5% |
Донской янтарь |
5% |
6% |
26% |
34% |
Идеал (Ideal) |
3% |
2% |
16% |
7% |
Милора |
0% |
0% |
10% |
31% |
Coopoliva |
0% |
0% |
4% |
16% |
Как мы видим, некоторые закономерности просматриваются: чем выше дистрибьюция, тем выше популярность, но принцип соотношения дистрибьюция/популярность навскидку не ясен.
Как нам кажется, для аналитической обработки лучше подходят данные сравнения доли фейсов на витрине и популярности у покупателей. Это вызвано единой схемой расчета долей этих показателей. Ведь при подсчете дистрибьюции доля подсчитывается при множестве вариантов ответов, когда сумма дистрибьюций не составляет 100%. А при подсчете доли фейсов на витрине при одном варианте ответа, когда сумма долей составляет 100%. Такой же подсчет использовался и при анализе ответов на вопрос: «Какое масло Вы предпочитаете покупать?». Таким образом, данные полученные одинаковым путем обработки лучше сравниваются между собой.
Таблица 10.
Сравнение показателей фейсинга и популярности у потребителей марок растительного масла
НАЗВАНИЕ МАСЛА |
опрос |
доля фейсов | ||
дек.03 |
апр.04 |
дек.03 |
апр.04 | |
Золотая семечка |
38% |
33% |
21% |
19% |
Отменное |
16% |
21% |
10% |
9% |
Аведовъ |
7% |
11% |
10% |
12% |
Злато |
11% |
10% |
9% |
7% |
Олейна |
8% |
5% |
8% |
6% |
Мечта Хозяйки |
0% |
0% |
6% |
2% |
Слобода |
2% |
1% |
5% |
5% |
Моя семья |
3% |
0% |
5% |
1% |
Донской янтарь |
5% |
6% |
4% |
5% |
Идеал (Ideal) |
3% |
2% |
3% |
2% |
Милора |
0% |
0% |
1% |
4% |
Coopoliva |
0% |
0% |
1% |
4% |