связи с внешней средой - через представление интересов организации в суде, органах государственной власти, муниципального управления и др.;
организационную - в период правового обоснования, подготовки и реализации внутриорганизационных мероприятий;
информационную - в процессе разъяснения работникам организации и клиентам характера воздействия нормативных правовых актов;
консультативную - при юридическом сопровождении различных видов производственной деятельности и участии в анализе текстов нормативных правовых актов;
законотворческую - в случае участия в подготовке законов;
прогностическую - через формирование умений и навыков предвидения развития тех или иных процессов по организации в связи с принятием управленческих решений.
Можно утверждать, что в современном значении профессиональный юрист не может оставаться работником, необходимым только для подготовки договоров, ревизии подготовленных документов, и консультантом по правовым вопросам. Все более требуются специалисты, владеющие навыками системообразующего юриста-профессионала в области корпоративного, государственного и муниципального управления, посредника при формировании отношений между инвесторами, акционерами, владельцами и наемными работниками, квалифицированного помощника руководителя в процессе разработки и принятия управленческих решений.
Не менее важна и психологическая составляющая юридического труда, который отличается высокой эмоциональностью, требует мысленного представления хода и результатов действия, способности устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, определенных волевых качеств и т.п., что, в конечном итоге, составляет его своеобразную профессиограмму – описание и классификацию основных сторон деятельности и качеств личности.
Значение правового фактора при конструировании управленческих решений нельзя рассматривать статически в каком-то одном измерении. При объединении усилий руководителей и юристов чаще всего наблюдается раскрепощение сознания от устоявшихся установок и стереотипов, что позволяет с новых позиций увидеть варианты устранения возникшей проблемы. Это достаточно сложный процесс обдумывания новых путей и способов исправления ситуации с тенденцией к лучшему решению. С помощью инструментов права возможно:
разграничить и распределить сбор, обработку и направление результатов анализа информации по разным уровням подготовки материалов для управленческих решений;
рационально построить систему принятия решения и точно соотнести ее с системой ответственности;
наиболее целесообразно распределить в системе принятия решений соотношение экспертной оценки с действиями должностных лиц, ответственных за принятие и реализацию принятой к исполнению управленческой программы;
определить формальные (нормативные) границы свободы в процессе принятия должностным лицом управленческого решения с тем, чтобы не допустить произвола, с одной стороны, а с другой - ограничения инициативы;
обеспечить точное распределение функциональных ролей персонала управления, их прав и обязанностей, создать систему взаимосвязей управленческих отношений.
Наиболее важна в этом случае правовая регламентация, при которой порядок и последовательность самого процесса управленческой деятельности, как правило, стандартизирован и зафиксирован в соответствующих нормативных правовых актах: уставе, положениях, должностных инструкциях, правилах и т.п.
Таким образом, право предопределяет принимаемое управленческое решение по конкретному вопросу, устанавливая путем запретов, предписаний и дозволений границы волеизъявления применяющих право должностных лиц. Оно, конечно же, способствует выработке и принятию оптимальных, с целесообразными затратами решений, что проверяется в последующем на практике: круг наиболее допустимых вариантов управленческого решения очерчивается применяемыми нормами права.
И что самое существенное: в процессе правоприменения происходит воздействие права на детали самого содержания управленческого решения, при котором право или абсолютно определенно указывает, каким должно быть содержание решения в подобных ситуациях, или подсказывает относительно определенные (от … и до …) либо альтернативные (или … или…) предписания, что влияет на содержание принимаемых решений. Отсюда применение норм права является своеобразным ключом, позволяющим открыть доступ к принятию управленческих решений.
Совместная работа руководителей и представителей юридического труда позволяет создать в организации такую систему отношений, в которой успешно развиваются коммуникационные связи, от участников добиваются скоординированных действий, отвечающих характеру готовящихся и принимаемых решений, от внимания не ускользают подчас многие мотивы, определяющие поведение человека в сфере управления, в том числе и те, которые более всего соответствуют жизненному опыту, интересам и внутренним потребностям людей.
В свою очередь, работники, привлекаемые к подготовке материалов для управленческих решений, налаживают между собой неофициальные контакты, и какова бы ни была природа этих контактов, они характеризуются наличием сети коммуникаций, по которой передается взаимная информация.
В результате возникает двойная система отношений и взаимной информации: с одной стороны, по вертикали, т.е. по иерархии должностных лиц, а с другой – по горизонтали, между работниками примерно одного уровня управления.
Первоначально рассмотрим виды документов, фиксирующих правовой статус управленческих решений.
Организационно-распорядительный документ – вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц.
Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Следовательно, в «чистом виде» управленческое решение оформляется в виде организационно-распорядительных документах. Нормативный документ фиксирует уже разработанные правила, как правило, выработанные коллективно или при коллективном согласовании.
Таким образом, официальный правовой статус управленческое решение принимает тогда, когда оформляется в виде некоторого организационно-распорядительного документа. Выделяют несколько форм организационно-распорядительных документов, фиксирующих правовой статус управленческих решений. Основными из них являются протокол и приказ.
Протокол – организационно-распорядительный документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.
Протоколы, фиксирующие ход работы и решения коллегиальных органов, по полноте освещения хода обсуждения вопросов на заседаниях делятся на следующие виды: