рефераты по менеджменту

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Страница
13

Для анализируемого предприятия годовая выручка, по данным формы №2 (Приложение 2), составила 53247тыс.руб. Известно, что на начало периода 63% выручки от продажи продукции было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности). На конец года уже 68% выручки от продажи продукции (36208 тыс.руб.) было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности).

По данным таблицы 7. мы определили, что средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии к концу отчетного периода составил 34,21 дней. Допустим, что ежемесячный темп инфляции равен 1,083% ( при ставке рефинансирования ~13%), тогда индекс цен Iц = 1,01083. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие получит реально лишь 98,93% (1 : 1,01083*100) договорной стоимости продукции. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности, равного примерно 34,21 дня , индекс цен составит в среднем 1,01235.

Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,98 (1:1,01235). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 34,21 дня, предприятие реально получает лишь 98% стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей ~2%, т.е. 19,60руб.

Можно сказать, что от годовой выручки за продукцию, продаваемую на условиях последующей оплаты, предприятие получило реально лишь 52182тыс.руб. (53247*0,98). Следовательно, 10 65тыс.руб. (53247тыс.руб. – 52182 руб.)составляют скрытые потери от инфляции. В этой связи для предприятия было бы целесообразно установить некоторую скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору.

Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что предприятие при этом получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала. Дело в том, что помимо прямых потерь от инфляции предприятие несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой от возможного использования временно свободных денежных средств.

Если средний срок оплаты дебиторской задолженности составляет 34.21 дня, а предприятие предоставляет покупателям 2%-ную скидку за оплату в срок не позднее 1 дня с момента отгрузки, то такая скидка для предприятия будет сопоставима с получением кредита по ставке 23% [2*365 / 34.21-3]. Если предприятие привлекает заемные средства под 24% годовых, то такие условия будут для него выгодными.

В то же время для покупателя, размещающего средства в депозитах под 11% годовых, такая скидка также будет привлекательной. Если покупатель будет заранее проинформирован о том, какой выигрыш он получит от досрочной оплаты, вполне вероятно, что он примет решение ускорить расчеты.

Варианты альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками приведены в таблице 8

Анализ альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками.

Таблица 8

Показатели

Вариант I (срок оплаты 3 дня при условии 2%-ной скидки)

Вариант III (срок оплаты 34,21 дней), просроченные платежи – ср.срок оборачиваемости ДЗ на предприятии на конец периода

Отклонения (+,-)

1. Индекс цен (Iц)

1

1,01235

+ 0,01235

2. Коэффициент падения покупательной способности денег (Кi)

1

1 : 1,02 = 0,9804

- 0,0196

3. Потери от инфляции с каждой тысячи рублей договорной цены, руб.

-

1000 – (1000*0,9804) = 19,6

+ 19,6

4. Потери от уплаты процентов за пользование кредитами при ставке 17.5% годовых

(1000 * 3 * 17.5) / (365 * 100) = 1,4

(1000 * 34.21 * 17.5) / (365 * 100) = 16.4

+ 15

5. Потери от предоставления 2%-ной скидки с каждой тысячи рублей договорной цены, руб.

1000*0,02 = 20

-

- 15

6. Результат политики предоставления скидки с цены при сокращении срока оплаты (стр.3 + стр.4 + стр.5)

21.4

19,6 + 15 = 34.6

+ 13.2

Таким образом, предоставление 2%-ной скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 13.2руб. с каждой тысячи рублей, что при объеме продаж в кредит 36208 тыс.руб. составило бы (36208 * 13.2) 47.7945тыс.руб. на конец отчетного периода.

Итак, результатом предложенных мероприятий по альтернативному способу расчета с покупателями и заказчиками стала реальная экономия (высвобождение) денежных средств в размере 47.79 тыс.руб. при сохранении прежнего объема продаж и предоставлении 2%-ной скидки.

Использование системы скидок за ускорение расчетов дает возможность организации сократить расходы по контролю и взысканию дебиторской задолженности и, кроме того, получить информацию о платежеспособности и финансовой устойчивости покупателя. Вероятно, что отказ от выгодной сделки свидетельствует о наличии у него финансовых затруднений.

Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа. Несмотря на то, что внешне механизм санкций равноценен скидкам, в большинстве случаев он менее выгоден продавцу и покупателю. Это связано с системой налогообложения организаций. Так, штрафы, полученные от контрагентов, входят в состав внереализационных доходов организации и, следовательно, увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, согласно требованиям Налогового кодекса РФ (часть вторая) сумма полученных штрафов в полном объеме является базой по расчету налога на добавленную стоимость.

Заключение

В процессе написания работы рассмотрено понятие финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, различные подходы к их оценке. Дело в том, что в отечественной практике финансового анализа еще не сложился единый подход к понятию финансовой устойчивости и методике ее анализа. Различия в подходах связаны с тем, что некоторые авторы рассматривают финансовую устойчивость предприятия в качестве одной из характеристик текущего финансового состояния. Другой подход состоит в том, что анализ финансовой устойчивости рассматривается как оценка стабильности функционирования предприятия как в настоящее время, так и в перспективе.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту