рефераты по менеджменту

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Страница
11

Одним из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка политики коммерческого кредитования предприятия, т.е. предоставления отсрочки платежа. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде отсрочки платежа. Существуют три типа такой политики (таблица 5)

Таблица 5 Типы политики коммерческого кредитования предприятия.

Тип политики

Цель

Направление деятельности

Возможные последствия

1. Консервативная или жесткая.

Риск – минимальный.

Платежеспо-собность и рентабельность на заданном уровне

1.Отсрочка платежа только надежным покупателям.

2. Жесткие условия отсрочки платежа: минимальный размер и сроки, высокая стоимость.

3.Жесткий контроль за дебиторской задолженностью, ее сроками, порядком взыскания.  

Положительные: стабильность объемов, финансового состояния и результатов до определенного момента

Отрицательные:

Потеря рынков, отставание от конкурентов, снижение платежеспособности, ликвидности и рентабельности через

2. Умеренный.

Риск – умеренный.

Надежность и стабильность финансовой деятельности

Традиционная финансовая политика

Стабильность финансового состояния в течение длительного времени

3. Агрессивная или мягкая. Риск – большой.

Расширение объема продаж, завоевание рынка

1. Максимальное расширение отсрочки платежа и предоставления скидки.

2. Льготные условия отсрочки платежа: увеличение срока, размера, снижение стоимости кредита, возможность пролонгирования

Положительные:

Рост объема реализации, завоевание рынков, создание потенциальных возможностей роста прибыли

Отрицательные:

Значительное отвлечение оборотных средств, снижение ликвидности и платежеспособности, увеличение затрат на взыскание долгов, снижение эффективности активов, увеличение длительности финансового и операционного циклов.

Предприятие проводило 3 тип политики коммерческого кредитования (агрессивная или мягкая политика).

В дальнейшем предприятию рекомендовано следовать направлениям деятельности согласно описанному выше второму типу политики (умеренный тип), что поможет предприятию достичь стабильности финансового состояния и сохранить его в течение длительного времени.

Условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политик и включают следующее:

· Сроки отсрочки платежа покупателям. Дифференциация сроков по периодам и покупателям способствует повышению спроса на продукцию;

· Размеры коммерческого кредита, предоставляемого различным покупателям;

· Размеры скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после ее отгрузки;

· Механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции покупателями; определяется прежде всего положениями Гражданского кодекса РФ, учитывает покупателей и виды продукции, должен возмещать все виды потерь предприятия;

· Доля отсрочек платежа, оформляемая векселями, и условия векселей; определяется прежде всего вексельной политикой предприятия;

· Меры, принимаемые для взыскания просроченной задолженности; от них зависит сумма средств, которые будут использоваться на эти цели, в том числе и на безнадежные долги.

Учитывая факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам, составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим группам:

· Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки);

· Просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);

· Просрочка от 31 до 90 дней ( от 1 до 3 месяцев);

· Просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

· Просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

· Просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

В таблице 6. представлен анализ состояния расчетов с дебиторами по срокам оплаты счетов покупателями.

Таблица 6 Анализ состояния дебиторской задолженности.

Статьи дебиторской задолженности

Остаток на начало года

Остаток на конец года

В том числе по срокам образования

Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки)

Просрочка от 1 до 30 дней

Просрочка от 31 до 90 дней

Просрочка от 91 до 180 дней

Просрочка от 181 до 360 дней

Просрочка более 1 года

Дебиторская задолженность:

6747

4989

2012

1598

984

214

100

81

В % к итогу

100

100

40%

32%

20%

4%

2,4%

1,6

- просроченная

3866

2977

-

-

-

-

-

-

- в % к итогу

57 %

60%

-

-

-

-

-

-

В том числе:

- не реальная ко взысканию

101

81

-

-

-

-

-

-

- в % к итогу

1,5 %

1,6 %

-

-

-

-

-

-

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту