3. С ориентацией на спрос - метод, основанный на изучении желаний потреби-телей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Применяется, если цена является решающим фактором в приобретении продукта клиентами. При этом выявляется потолок цен:
- максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу;
- минимальная цена, при которой фирма получает прибыль, а не несет убытки.
То есть нижний предел – себестоимость турпродукта, верхний определяется спросом на данный вид турпродукта.
При разработке ценовой стратегии турфирма должна использовать три метода во взаимосвязи, иначе это может привести к косвенным или прямым убыткам.
Необходимо учесть особенности ценообразования:
Высокая эластичность цен на различных сегментах туррынка.
Разрыв во времени между моментами установления цены и купли - продажи турпродукта.
Цены на турпродукт являются розничными, так как они предназначены непосредственно для потребления.
Неспособность туруслуг к хранению, вследствие чего розничные продавцы не разделяют с производителями риска, связанного с образованием не реализованных запасов.
Высокая степень влияния конкурентов.
Сезонная дифференциация цен и тарифов, поскольку спрос на туруслуги носит ярко выраженный сезонный характер.
Значительная стоимость операций с туруслугами, т.е. для устойчивости спроса на туруслуги цена не должна вызывать у покупателя отрицательных эмоций (в идеале, если цена на определенный пакет услуг, предоставленный турфирмой, ниже затрат при самостоятельном путешествии).
Высокий уровень ориентации на психологические особенности клиента, так как цена может быть связана, например, со статусом клиента.
Цены надо ориентировать на типовые группы, а не на среднего клиента.
Значительная степень государственного регулирования на транспорт.
Влияние рекламы. Снижение цен оказывает рекламное воздействие на клиента, как следствие возрастает спрос, с другой стороны - хорошо органи-зованная реклама повышает уровень цен на турпродукт.
Цена одной путевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный). Чем выше численность группы, тем меньше стоимость тура в расчете на одного человека.
В зависимости от целей калькулирования цена может быть:
- плановая (нормативная) - составляется на перспективный период на основе действующих смет и норм;
- фактическая - отражает совокупность всех производственных затрат на произ-водство и реализацию продукции;
- сметная - рассчитывается при проектировании новых видов продукции при отсутствии норм расходов.
Цена равновесия равняется с одной стороны предельной полезности, с другой - предельным издержкам.
Функции цены:
- распределительная;
- стимулирующая: выбранные цены способствуют производству и потреблению одних товаров и сдерживают другие, также стимулируют применение новых материалов и повышают качество;
- ориентации - цена обеспечивает покупателя товара и его продавца необходимой информацией.
«Результатом ценообразования является цена на тур-продукт»1.
Виды цен в туризме:
- нетто или брутто цены;
- пакетная цена и тарифы туроператора;
- групповая и индивидуальная цена;
- дискриминационная цена.
Кроме того, различные цены устанавливаются в зависимости от модификаций тура - класс перевозчиков, категория отеля, система питания.
Цена турпродукта рассчитывается по формуле:
Ц=И+Н+П-С+К / Т+Э, где
Ц – цена турпакета на одного туриста;
И - себестоимость услуг, входящих в турпакет туроператора, стоимость товаров и сырья;
Н - косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг;
П - прибыль туроператора в рублях;
С - скидка, предоставляемая туроператором туристу с отдельных видов услуг, входящих в турпакет;
К - комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет, надбавка к цене турпакета или скидка с цены туроператора в пользу турагента;
Т - количество туристов в группе;
Э - количество сопровождающих группу (эскорт).С
Себестоимость турпродукта включает: визы и страховки, проживание, питание, транспортные услуги (проезд до страны, от аэропорта до гостиницы и обратно), экскурсионное обслуживание, т.е. включает те услуги, которые входят в обязательную программу тура. Косвенные расходы - затраты на управление и содержание турфирм (расходы на организацию набора групп, аренду, содержа-ние офиса, зарплата). Цена на турпродукт определяется методом нормативной калькуляции (это определение стоимости одной единицы услуг/товара) и включает расходы на людей, сопровождающих группу по маршруту.
Особенности ценообразования:
- цены на определенные виды услуг туризма не входят в стоимость турпакета
- групповой тур: чем больше людей, тем меньше стоимость тура в расчете на одного человека.
- цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как, например, для детей, школьников существуют скидки.
Прибыль закладывается в цену турпродукта, устанавливается турфирмой в процентах себестоимости затрат (от 5 до 100 %, зависит от спроса).
Выводы по главе
В настоящее время опыт по разработке туристского продукта нуждается в систематизации. Вопросы увеличения экономической выгоды от реализации потенциала нашей страны стоят очень остро. Именно поэтому появляется необходимость осмысления понятий связанных с туристской индустрией, опреде-ления специфических особенностей отрасли, ее структурирования. Только в этом случае возможно дальнейшее изучение и развитие туризма. Необходимо так скомпоновать имеющиеся знания, чтобы это помогало не только производить но-вый конкурентноспособный продукт, но и дало возможность повысить качество уже имеющегося. Любая туристская фирма рано или поздно сталкивается с вопросами устаревания ранее существовавших предложений. Необходимо постоянно искать новые варианты сочетания услуг, способных помочь турфирме занять новые позиции, найти новые рынки сбыта, а не только удержаться на мес-те. От соответствия ожидаемого и полученного качества услуг во многом зависит оценка путешествия туристом, т. е. результат общей работы всех субъектов производства. Конечно же, не менее важным показателем для создания и реализа-ции любого товара является цена. Существует несколько методов ценообразова-ния. Выбор наиболее эффективного из них поможет фирме получить макси-мальную выгоду, а туристу позволить себе прибегнуть к услугам именно этого предприятия.
Особенности формирования туристского продукта
Практически ни одно туристское предприятие не в состоянии самостоя-тельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации ("смежники"), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании:
средства размещения;
транспортные фирмы,
экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляющие услуги по сопровождению и информационному обеспечению туристов;