Помимо организационных мероприятий туристское предприятие обязано проинформировать туристов о возможных опасностях в той или иной стране и о порядке действий в случае угрозы их безопасности или сохранности имущества. При выборе транспортных средств туристская компания должна обеспечить безопасность транспортировки туристов, предоставляя для этого технически исправный транспорт, квалифицированных водителей, а в случае передвижения колонной обеспечить ее сопровождение дорожной полицией. При организации групповых туров очень часто обеспечивается сопровождение группы представителем туристского предприятия. Его задачи в основном сводятся к обеспечению полноты выполнения предусмотренной программы. Вместе с тем наличие сопровождающего или представителя туристского предприятия в группе должно рассматриваться также с точки зрения соблюде-ния требований безопасности.
Администрация туристских центров обязана обеспечить в своей деятельности меры безопасности туристов и отдыхающих, находящихся в этих центрах. Меры безопасности должны быть предусмотрены на случай возникновения пожара, стихийных бедствий, массовых заболеваний и быть достаточными, чтобы предотвратить или свести к минимуму последствия возникновения таких опасностей, вплоть до экстренной эвакуации туристов. Туристские центры должны иметь систему внутренней безопасности, предотвращающую посягательство на жизнь, здоровье и имущество туристов. Помимо этого администрация туристских центров должна информировать туристов о порядке их действий в случае возникновения опасности.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общий для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской федерации, всего земельного, водного, воздуш-ного пространства на всей территории Российской Федерации или его части объектов производственного и социального назначения. А также окружаю-щей природной среды от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техно-генного характера.
Действия федерального закона распространяются на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, защита туристического продукта в современных усло-виях требует должна контролироваться правовыми нормами, туристичес-кими фирмами, а также самим человечеством.
Транспортные услуги в индустрии туризма связаны с предостав-лением таких транспортных средств, как самолеты, поезда, автобусы, такси. Транспорт - один из основных загрязнителей атмосферного возду-ха. Его доля в общем, объеме выбросов загрязняющих веществ в атмос-феру от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40%. Влияние транспорта на окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе перевозок, при котором потребляются в боль-шом количестве топливно-энергетические ресурсы и происходит зна-чительное выделение загрязняющих веществ.
Следствием обычного функционирования транспорта является постоянно присутствующая экологическая опасность. Она проявляется в повышенном, по сравнению с естественным, уровне загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвенного покрова и шуме вдоль транспортных магистралей. Причем наибольшая опасность появляется при переходе на аварийные режимы эксплуатации транспор-та.
Наиболее опасным является автомобильный транспорт, в происшествиях с участием которого очень велико количество погибших и раненых. Каждые сутки в РФ происходит 450-500 ДТП. На автомобиль-ный транспорт приходится 87% общего выброса загрязнителей в атмос-феру в транспортно-дорожном комплексе РФ Загрязнение воздуха подвижными источниками транспорта происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топли-ва, способа сжигания в двигателе и его технического состояния. Отрабо-тавшие газы бензинового двигателя с неправильно отрегулированным зажиганием и карбюратором содержат оксид углерода в количестве, превышающем норму в 2-3 раза. Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя. Транспортные средства для своей работы используют, в основном, топливо, получаемое из нефти. В состав органической массы нефтяного топлива входят: углерод, водород, кислород, азот и сера.
Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) содер-жат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. Среди них наиболее многочисленную по составу группу составляют углеводороды. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием (способствуют возникновению и развитию злокачественных новообразований). Особой канцерогенной активностью отличается бензапирен (С20Н,2). Он хорошо растворяется в маслах, жирах, сыворотке человеческой крови.
Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате чего образуются новые токсичные продукты - фотооксиданты, являющиеся основой «смога» (от англ, smoke - дым и fog - туман). К ним относятся - озон, соединения азота, угарный газ, перекиси и др. Фотооксиданты биологи-чески активны, ведут к росту легочных заболеваний людей, разрушают резиновые изделия, ускоряют коррозию металлов, ухудшают условия видимости.
Большую опасность представляет также свинец и его соединения, входящие в состав этиловой жидкости, которую добавляют в бензин. В ее состав входят собственно антидетонатор-тетсяца в атмосферу попадает зимой 330 л бензина, а летом - 690 л. Таким образом, среднегодовые потери бензина из одного резервуара составляют около 6 т.
При движении автомобилей происходит истирание дорожных покры-тий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над доро-гой в воздух. Химический состав и количество пыли зависят от материа-лов дорожного покрытия. Наибольшее количество пыли создается на грунтовых и гравийных дорогах.
На дорогах с асфальтобетонным покрытием в состав пыли кроме кварцевых частиц, оксидов алюминия, железа и кальция, дополнительно входят продукты износа вяжущих битумосодержащих материалов, частицы краски или пластмассы от линий разметки дороги на полосы.
Экологические последствия запыленности отражаются на пассажирах транспортных средств, водителях и людях, находящихся вблизи от дороги.
Пыль оседает также на растительности и обитателях придорожной полосы. Леса и лесопосадки вдоль дорог угнетаются, а сельскохозяйст-венные культуры накапливают вредные вещества, содержащиеся в пыле-вых выбросах и отработавших газах.