Правительство Хабаровского края продолжает работу по созданию условий, способствующих привлечению инвестиций. Действующий закон «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае» предоставляет инвесторам спектр финансовых и нефинансовых видов поддержки. Вместе с тем, изменение инвестиционной конъюнктуры требует дальнейшей корректировки закона с расширением мер краевой государственной поддержки, среди которых компенсация части процентной ставки по кредитам банков, полученным для реализации инвестиционных проектов и др. Соответствующие поправки планируется внести в текущем году.
Органы местного самоуправления являются связующим звеном в реализации инвестиционной политики. От позиции местных властей во многом зависит желание инвестора вкладывать свой капитал в проекты. Приоритетным направлением органов местного самоуправления является выявление свободных земельных участков и производственных площадей (с учетом коммуникаций) для возможного размещения и реализации инвестиционных проектов с включением в единую краевую базу данных. Важной составляющей инвестиционной привлекательности муниципальных образований является готовность местных органов власти в рамках своих полномочий предоставить инвестору определенные преференции в виде снижения размера арендной платы за землю, предоставления льгот по налогу на землю, по налогу на имущество, быстрого решения всех формальностей, связанных с инвестиционным процессом, участия к подводу коммуникаций к объектам инвестирования. Важная роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста в крае отводится коммерческим банкам, так как они являются основным связующим звеном между источниками инвестиций и их потребителями.
Хабаровский край, испытывая нехватку инвестиционных ресурсов и оборотных средств в реальном секторе экономики, способен решить имеющиеся проблемы с помощью реально функционирующего фондового рынка. Для этого необходимо повышение эффективности совместной работы органов государственной власти, средств массовой информации, направленной на разъяснение возможностей, предоставляемых рынком ценных бумаг, и активизацию политики стимулирования предприятий-эмитентов в сочетании со строгим контролем соблюдения законодательства в этой сфере. Важнейшим механизмом стимулирования превращения сбережений населения в инвестиции должно стать внедрение в крае системы ипотечного жилищного кредитования. Создание и расширение системы ипотечного кредитования, в совокупности с ростом доходов населения, сможет обеспечить более высокие темпы роста жилищного строительства и соответствующий спрос на продукцию строительства, промышленности строительных материалов, мебельной промышленности и т.д. Увеличится спрос на продукцию сферы услуг. В настоящее время ипотечное жилищное кредитование в крае находится в начальной стадии развития. Перспективным направлением являются банковское ипотечное кредитование, внедрение краевых и муниципальных программ, а также накопительная система, ссудо-сберегающие товарищества, обеспечивающей благоприятные условия для внедрения ипотеки. Достаточно высокий уровень сравнительной привлекательности Хабаровского края среди субъектов Российской Федерации, анализ перспектив развития края позволяют прогнозировать существенное увеличение притока иностранных инвестиций в краевую экономику, хотя сегодня они составляют всего 5%. Эти объемы связаны с освоением средств на особо крупных проектах с иностранным участием, таких как строительство нефтеотгрузочного терминала в порту Де – Кастри компанией «Эксон», строительство комплекса глубокой переработки нефти на Хабаровском НПЗ, строительство гостиничных и торговых комплексов.
Устойчивый приток инвестиций в экономику края во многом зависит от эффективного информационного сопровождения инвестиционной политики края, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Исходя из этого, одной из актуальных задач является формирование на долгосрочной основе Имиджевой стратегии Хабаровского края, включающей самостоятельные программные мероприятия. Эта многогранная работа строится, во – первых, на исключительных особенностях края (как геостратегического и геополитического центра Дальнего Востока России), а во – вторых, учитывать общую стратегию развития Дальневосточного региона и Российской Федерации. Все это позволит активизировать происходящие в крае инвестиционные процессы, направить их на реализацию долгосрочной стратегии экономических преобразований и создать в регионе систему, позволяющую эффективнее реализоваться высокому потенциалу развития Хабаровского края, укрепить позитивный инвестиционный имидж края, как стабильного региона с высоким уровнем управленческой культуры представителей органов власти, региона с благоприятным инвестиционным климатом и высоким инвестиционным потенциалом, эффективными рыночными институтами, развитым финансовым сектором, с высоким кадровым потенциалом и высоким образовательным уровнем населения.
Предлагаемые выводы и предложения получены из анализа практики регулирования инвестиционной деятельности в Хабаровском крае и общей проблематики регулирования инвестиционной сферы в российских регионах.
Оценивать инвестиционное регулирование необходимо хотя бы по той причине, что на эту деятельность осуществляются затраты из регионального бюджета. Эффективность же правильно оценивать по принятому в мировой практике принципу «затраты – результаты». Если такой оценки не производится, тогда возникает неопределенность в том какую величину затрат необходимо выделять из регионального бюджета, чтобы эта деятельность давала эффект. Не получая конкретных цифр, относящихся именно к результатам осуществленных мер инвестиционной политики, финансисты (Министерство финансов) будут формально подходить к планированию затрат на мероприятия инвестиционной политики. Надо признать, что каждое из министерств имеет свою мотивацию деятельности. Точнее мотивацию имеют специалисты и руководители министерств, зная по каким показателям будет оцениваться их деятельность высшим руководством (губернатором, премьер-министром, министром). Эти мотивационные причины поведения реально действуют как в регионах, так и на федеральном уровне. И их надо учитывать. 1. Интегральная оценка инвестиционной привлекательности
региона или страны существует в двух основных видах:
Независимую интегральную оценку, несомненно, учитывают российские и зарубежные инвесторы, рассматривающие привлекательность регионов. К тому же интегральная оценка включает все ключевые факторы, влияющие на возможные риски инвестиционных проектов: