Хабаровский край является одной из наиболее динамично развивающихся территорий Российской Федерации.
За последние пять лет темпы роста экономики края по основным макроэкономическим показателям значительно превышают среднероссийские, а также сложившиеся средние темпы по Дальневосточному региону.
Валовой региональный продукт края в 2003 году (по оценке) увеличился по сравнению с 1998 годом на 50, 1 % (ВВП России – на 35%), объем промышленного производства вырос на 73,9 % (по России – на 44,8%, по Дальневосточному региону – на 19,1 %). За этот период добыча угля увеличилась в 1,9 раза, добыча золота – в 3,2 раза, существенно превысив достигнутый дореформенный уровень. За пятилетие объемы вывозки древесины возросли в 2,3 раза, выпуск машиностроительной продукции увеличился более чем в 2,6 раза.
В основе этого роста лежит кропотливая работа многих коллективов края, в том числе и Правительства края, направленная на привлечение инвестиционных ресурсов структурной и модернизации экономики. Основополагающей задачей Правительства Хабаровского края по развитию инвестиционных процессов на территории края является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. В рамках реализации поставленной задачи за последние годы Правительством края проведено не мало работы в этом направлении. В основу развития инвестиционных процессов была положена Программа структурной перестройки экономики края и принятая 1998 году «Инвестиционная программа Хабаровского края на 1998-2005 гг.». В июне 2003 года на расширенном заседании Правительства Хабаровского края приняты «Основные направления инвестиционной политики Правительства Хабаровского края на 2003-2006 гг. и до 2010 года», включающие комплекс мероприятий направленных на сохранения положительных тенденций, решение задач привлечения в край инвестиционных ресурсов, повышения их эффективности, в целях создания в крае высокоэффективной экономической базы и развитой социальной сферы, обеспечивающей высокий уровень жизни и закрепления в крае экономически активного населения. Сегодня, согласно комплексной оценки инвестиционного потенциала и рисков, проведенной Рейтинговым агентством «Эксперт РА», Хабаровский край имеет достаточно высокий уровень привлекательности по инвестиционному климату среди субъектов Российской Федерации и занимает лидирующее положение среди субъектов Дальневосточного Федерального округа. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов России приняты 2 характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
По инвестиционному потенциалу Хабаровский край в 2003 году по сравнению с 1998 годом передвинулся с 29 на 22 место. Качественные изменения произошли по трудовому, потребительскому, инфраструктурному, инновационному, финансовому и природо - ресурсному потенциалу. Принятие в 2000 году закона «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае», рост числа инновационно-активных предприятий, способствовали повышению инновационного потенциала края с 54 места в 1998 году до 42 места в 2003 году. Однако, в этом направлении еще предстоит большая и кропотливая работа.
Существенно снизился инвестиционный риск Хабаровского края. По сравнению с 1998 годом край передвинулся с 64 на 52 место.
Начиная с 1998 года в крае принято ряд законодательных и нормативно-правовых актов регулирующих инвестиционную деятельность в Хабаровском крае, что способствовало снижению законодательного риска. В 2000 году принят Закон Хабаровского края "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае". Принятие закона позволило урегулировать основные положения инвестиционной деятельности в крае. Законом определены меры краевой государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в крае, разработана система льгот и гарантий, в том числе правовых гарантий для субъектов инвестиционной деятельности.
В 1999 году принят Закон "О залоговом фонде Хабаровского края", основная цель которого привлечение отечественных и иностранных кредитов и займов для финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики края. Закон регламентировал порядок управления и использования залогового фонда и позволил использовать в качестве залога государственные пакеты акций предприятий и организаций, недвижимое имущество, находящееся в краевой собственности. Утверждена Концепция внедрения и развития системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае, но серьезная работа по развитию ипотечного жилищного кредитования еще впереди. Действующие законы «О бюджетной системе Хабаровского края» и «О налогах и сборах Хабаровского края» позволяют дополнительно регулировать инвестиционную деятельность в крае (с расширением инструментов инвестиционной политики), с учетом изменений Российского законодательства. Несмотря на положительную динамику снижения инвестиционного риска края очень высоким остается криминальный риск, что присуще практически всем субъектам Дальневосточного региона
Как и вся Россия, край пережил тяжелейший экономический кризис. По сравнению с 1990 годом уровень инвестиций в основной капитал в 1997 году составил всего 22 %, но уже с 1998 года начался стабильный прирост. Объём инвестиций в основной капитал в 2003 году за счет всех источников финансирования составил 24,1 млрд. рублей, что на 6 процентов выше уровня 2002 года и почти в 2,9 раза превышает объем 1998 года (в сопоставимых ценах). (Для сравнения в Российской Федерации темп роста инвестиций к 1998 году составил 154,6 процентов).
Серьезное беспокойство вызывает отсутствие в крае быстроокупаемых инвестиционных проектов предприятий края, что является препятствием на пути привлечения инвестиций. Инвестиционные предложения предприятий края, широко представленные в различных источниках (на печатных и электронных носителях) для привлечения инвестиций, зачастую не являются привлекательными для инвесторов. В большинстве своем это проекты инфраструктуры, которые в силу их недостаточной экономической эффективности не могут рассчитывать на коммерческое финансирование. Коммерческие проекты, предлагаемые предприятиями края, как правило, имеют высокий срок окупаемости - до 10 лет, низкую норму доходности, не могут рассчитывать на кредитные ресурсы при действующей ставке рефинансирования. Изменения сложившейся ситуации зависит в первую очередь от инвестиционной активности предприятий края и повышения их инвестиционной привлекательности. Без решения этой насущной проблемы мы не сможем преодолеть сложившуюся ситуацию, тем более это актуально на пороге вступления России в ВТО. Основой для определения приоритетности отраслей экономики для привлечения инвестиций остаются показатели экономической и бюджетной эффективности, обеспечения занятости населения, возможности развития и конкуренции на рынках сбыта. Среди приоритетов, определенных «Основными направлениями инвестиционной политики Правительства края на 2003-2006 гг. и до 2010» необходимо выделить также: