Введение
Слово «лизинг» (от англ. Lease – сдавать в наем) вошло в употребление в последней четверти XIX века. В 1877 году телефонная компания «Bell» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. По современным понятиям в наиболее развитой форме лизинг появился в США в начале 50-х годов ХХ века. В 1952 году в Сан-Франциско было образовано первое лизинговое общество. Вскоре лизинг в США стал играть заметную роль в финансировании нововведений, инноваций, техническом перевооружении производства, его диверсификации и расширении для товаропроизводителей каналов сбыта продукции. На европейском рынке первые лизинговые общества появились в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. Затем лизинг стал использоваться в Австралии и Японии.1
В настоящее время перед многими российскими предприятиями стоит серьезная проблема поиска и привлечения долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретения современного оборудования и внедрения новых технологий и инноваций. В ситуации, когда банковская система недостаточно развита и возможности получения кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития бизнеса.2
Появился целый класс мелких и средних компаний, обладающих ценными специалистами, идеями, инновациями, бизнес-планами, в общем, всем, что необходимо для постановки успешного бизнеса, но не имеющих достаточного количества свободных денежных средств. Мировые экономические тенденции последних лет позволяют с уверенностью утверждать, что нехватка физического капитала в условиях современной экономики не является серьезной проблемой. Наличие хорошего инвестиционного проекта в совокупности с командой управленцев, нацеленной на творческую инновационную деятельность, уже составляет, возможно, более половины бизнеса.
Сам факт обладания физическим капиталом значит немного. Действительно, много ли счастья нам принесет обладание современным автомобилем в том случае, если нефть на планете закончится? Автомобили нельзя будет использовать и они сразу обесценятся. Лизинговые компании работают под девизом: «Выгода состоит не во владении материальным объектом, а в возможности его использования». Естественные процессы оптимизации бизнеса приводят к разделению некогда цельных предприятий на производителей и владельцев, торговых марок, на собственников оборудования и тех, кто использует его для извлечения прибыли. Финансовая аренда как самостоятельный вид бизнеса из года в год растет в России высокими темпами, и в скором времени получить лизинговое финансирование на срок более трех лет будет также просто, как пойти за покупками в супермаркет. К сожалению, бытует мнение, что сегодня получить долгосрочное финансирование очень сложно и дорого. Предоставляя услуги финансовой аренды более семи лет, мы уверенно можем говорить, что лизинг – это просто и выгодно. Все дело в профессионализме лизингодателя.
Лизинговые компании США, Европы и других развитых стран, говоря о выгоде лизинга, часто делают акцент преимущественно на факторы, среди которых: ускоренный документооборот, 100% финансирование, фиксированный график платежей, дополнительные услуги и так далее. С развитием рынка лизинговых услуг в России и с ростом отечественной экономики налоговый фактор эффективности лизинга будет терять свою актуальность, в частности за счет возможного сокращения льгот. На первый план будут выходить скорость работы лизинговой компании, качество обслуживания и прочие факторы.
В 2003 году, наверное, впервые в новой России лизинговые компании конкурировали уже не с другими финансовыми учреждениями, так как банки больше не осуществляют лизинговые услуги, а между собой. Отчасти ситуация на финансовом рынке уже складывается таким образом, что кредитоспособные предприятия имеют возможность выбирать именно тех кредиторов и те лизинговые компании, которые способны предоставить наилучшие условия сотрудничества, что, безусловно, подстегивает конкуренцию на рынке лизинговых услуг и подталкивает финансовые компании постоянно повышать качество работы и предлагать новые продукты.
Эффективность лизинга не вызывает сомнений: по материалам газеты «Конкурент», объем лизинговых сделок в России за прошлый год увеличился на 76%, объем кредитов, полученных предприятиями – на 43,6%, а объемы инвестиций, привлеченных через размещение облигаций – на 47,9%.3
По мнению маркетологов, предприниматели «распробовали» этот финансовый инструмент. Ведь на отечественном рынке основным препятствием для развития бизнеса выступает изношенность основных фондов, обновление которых пока незначительно опережает «выбывание». А возможности банков по кредитованию ограничены, и каждый, кто обращался за кредитом, знает насколько это трудоемкая и долгая процедура, притом, что сроки, как правило, ограничены 18 месяцами. Развитие лизинга в таких условиях закономерно.
Постепенное изменение структуры рынка лизинговых услуг позволяет говорить, что конкуренция впредь будет расти. В таких условиях потребитель лизинга получает несомненные преимущества, так как в сторону понижения идут ставки финансирования, постепенно снижается, аванс и увеличиваются сроки. Лизинговые компании в свою очередь стремятся разработать новые продукты, востребованные бизнесом, но трудно осуществимые практически в связи с отсутствием четкой законодательной базы и сложностями с оформлением предмета лизинга. Это касается в первую очередь лизинга недвижимости.
Вместе с тем далеко не каждый предприниматель обладает информацией касательно лизинга. Это является причиной, тормозящей развитие лизинговых услуг. Рост лизингового финансирования сдерживается в основном по причине сравнительной новизны лизинга как финансового инструмента, и явления на российском рынке и, как следствие, недостаточной информированности потенциальных потребителей о лизинге и его преимуществах». Другими словами, лизинг как финансовый инструмент еще не занял должное положение в умах потребителей.
Исходя из этого, целью данной квалификационной работы является: лизинг как форма инвестиционной и инновационной деятельности предприятия (организации, фирмы).
Задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
Лизинг как способ инвестирования.
Классификация видов лизинга.
Лизинговый договор.
Расчет лизинговых платежей.
Методика расчета лизинговых платежей.
Примеры расчета лизинговых платежей.
Методами исследования являются: монографический, расчетно-конструктивный и экономико-статистический.
Лизинг как способ инвестирования
Получивший широкое распространение в экономической практике многих стран с развитой экономикой лизинг является сравнительно новым (особенно для России) явлением. В 90-е годы была сформулирована правовая база, регулирующая и стимулирующая развитие лизинга в Российской федерации.4
В настоящее время в основном завершено формирование специальной нормативной базы лизинга, которая предоставлена следующими документами: