Стратегии бизнеса и соответствующие субстратегии в области производства, маркетинга и технологии могут быть скоординированы наилучшим образом на уровне стратегической ячейки бизнеса. Стратегическое поведение такой ячейки определяется сегментом бизнеса и принятым характером конкуренции на этом конкретном участке рынка, поскольку, несмотря на различия конкурентов, общность конкретного места на рынке диктует сходство конкурентного поведения.
Если такая ячейка является частью корпорации, она может черпать ресурсы из других секторов бизнеса. Корпоративная стратегия компании, отличающейся наличием многих направлений бизнеса, представляет собой стратегию распределения суммарных технических усилий по поддержке отдельных видов бизнесов плюс общую программу диверсификации.
Корпоративная стратегия особенно важна при наличии некоторой стержневой технологии, общей для ряда ее отдельных производств и продуктов, когда возможно достижение синергизма различных бизнесов. Если же технологии различных видов производств сильно отличаются друг от друга, а корпорация не имеет каких-либо планов диверсификации и не делает соответствующих усилий, то в этом случае говорить о корпоративной технологической стратегии сложно.
Технологическая политика компании органично связана с ее общей политикой бизнеса. Если технологическая компания стремится быть лидером в своей области, ключевой целью ее технологической политики является лидерство в области технологии. Как было показано выше, в каком-то менее технологически интенсивном виде бизнеса можно достичь лидерства через стратегии маркетинга, финансов, сбыта и др. Более того, и в компаниях, где технология занимает главное место, может быть трудно достичь лидерства на рынке только за счет технологии. Как уже говорилось ранее, производство самой хорошей мышеловки или компьютера не делает автоматически эти компании лидерами рынка мышеловок или компьютеров.
Понимание многовариантности подходов к достижению конкурентоспособности очень важно, способствуя оптимальной интеграции технологической и производственной стратегии в единую стратегию бизнеса. Например, Intel придерживается стратегии “быть первым на рынке” интегральных схем. Фирма действительно являлась и является лидером на рынке биполярной памяти и, что более важно, микропроцессоров. Соответственно все усилия компании и, прежде всего, ее подразделений НИОКР направлены на поддержание этого лидерства. Напротив, фирма Signetics избрала стратегию “второго фронта”, поставив перед собой цель, быть надежным тыловым поставщиком таких лидеров, как Motorola, Intel, Texas Instrument. Signetics понимает, что такая стратегия несет меньше риска, чем у пионера. Ей не надо так много инвестировать в НИОКР, как лидеру, и, следовательно, она может уменьшить издержки и позволить себе немного снизить цены. Резюмируя, следует еще раз подчеркнуть, что и в варианте высокой технологической интенсивности успех в бизнесе не обязательно означает необходимость быть лидером в соответствующей области.
Другим примером является высокий коммерческий успех металлургической компании Northwestern Steel and Wire, производящей весьма рядовую продукцию типа малоуглеродистого листа, колючей проволоки и стальных изделий для сельскохозяйственных ферм. Ее успех основан на простой, крепкой технологии и низких издержках: она использует в качестве сырья исключительно металлолом и имеет электропечи самой высокой для отрасли мощности.
Raychem, производитель широкого класса продуктов с высокой добавленной ценностью, основанных на сжимаемых при нагреве пластиках, придерживается классической стратегии “рыночной ниши”: фирма много инвестирует в НИОКР и разработку технически оснащенной системы продажи своих продуктов.
Эти различные ориентации (быть первым, следовать, снижать издержки, занимать нишу) находят отражение и в разрабатываемых вариантах технологической стратегии. В табл. 3.1. представлены четыре варианта стратегии конкуренции в их приложении к продуктам и процессам, в соответствии с классификацией М.Портера.
Таблица 1
Технология продукта и процесса и альтернативные групповые стратегии
Лидерство по стоимости |
Дифференциация |
Сосредоточение на стоимости |
Сосредоточение на дифференциации | |
Технологическая политика | ||||
Технологическое изменение продукта |
Развитие продукта, направленное на снижение его стоимости путем уменьшения расхода материалов, облегчение процесса производства, упрощение требований материально-технического снабжения и т.д. |
Развитие продукта, направленное на повышение его качества, свойств, возможность доставки либо изменение стоимости. |
Развитие продукта, направленное на разработку только в том исполнении, которое нацелено на потребности сегмента. |
Разработка продукта, нацеленная больше на потребности конкретного сегмента, чем на конкурентов с широким спектром задач. |
Технологическое изменение процесса |
Изучение графика улучшения процесса с целью уменьшения расхода материалов и трудовых затрат. Развитие процесса, направленное на увеличение преимущества крупных экономических объектов. |
Развитие процесса, направленное на поддержание большей выносливости, лучшего контроля качества, более надежного календарного планирования, ускорение оформления заказов и других параметров, которые повышают покупательский интерес. |
Развитие процесса, направленное на настройку системы оценки в соответствии с потребностями сегмента, чтобы снизить стоимость обслуживания сегмента. |
Развитие процесса, направленное на настройку системы оценки в соответствии с потребностями сегмента, чтобы повысить покупательский интерес. |
Сотрудники Гарвардской школы бизнеса сформулировали функциональные требования к таким альтернативным стратегиям, используя несколько другую терминологию. Стратегия, которую они называют сегментацией рынка, Портер называл фокусом на дифференциацию, а в других работах часто называют стратегией рыночной ниши. Вариант “поздний на рынке или минимизация издержек” по Портеру называется стратегией “лидерство в издержках” или “фокус на издержках” (где фокус представляется вариантом ниши).
Таблица 2
Типовые рекомендации альтернативных технологических стратегий
НИОКР |
Производство |
Маркетинг |
Финансы |
Организация |
Временные параметры | |
Первый на рынке |
Требуются наилучшие достижения в области НИОКР |
Упор на опытное и мелкосерийное производство |
Упор на стимулирование основного спроса |
Требуется источник рискового капитала |
Упор больше на гибкость, чем на эффективность; поощрение риска |
Ранний выход на рынок в начале жизненного цикла продукта |
Второй на рынке |
Требуется гибкость, быстрая реакция и передовая НИОКР |
Требуется маневренность при организации мелкосерийного производства |
Нужно дифференцировать продукт; стимулировать вторичный спрос |
Требуется привлечение среднего и большого объема капитала |
Сочетание элементов гибкости и эффективности |
Выход в начале стадии роста |
Последний на рынке с минимальными издержками |
Требуются навыки в развитии процесса и эффективность затрат на технический дизайн продукта |
Требуется эффективность и автоматизация крупного производства |
Нужно минимизировать издержки по продаже и сбыту |
Необходим доступ к крупному капиталу |
Упор на эффективность и иерархическое управление; твердо контролируется выполнение работы |
Выход на заключительной стадии роста или в начале стадии зрелого производства |
Работающий в своей нише рынка |
Требуется область применения, технология под заказ и передовой дизайн продукта |
Требуется гибкость на коротких и средних производственных циклах |
Необходимо определить наиболее благоприятные сегменты и попасть в них |
Необходим доступ к капиталу среднего и большого объема |
Требуются гибкость и контроль при обслуживании разных запросов клиентов |
Выход на стадии роста |