Но, чтобы эти инвестиции сделали свое дело, надо, чтобы было что продвигать. Вопрос разработки профессиональных стандартов рекрутеров и кадровых консультантов стоит на повестке дня уже около года. При наличии этих стандартов совсем по-другому будет обстоять дело с подготовкой профессионалов рекрутинга и кадрового консалтинга. Сам же список участников рынка может претерпеть весьма значительные изменения.
Германии профессиональные испытания при отборе кадров применяются с начала 20-х годов. Тем не менее до сих пор нет единства в толковании этого понятия.
По мнению одних специалистов, профессиональные испытания позволяют определить квалификацию претендента; причем сфера их использования ограничивается теми профессиональными группами, оценка деятельности которых относительно проста.
Другая группа специалистов считает, что под профессиональными испытаниями следует понимать разработку и реализацию на практике стандартизированных заданий, которые должны быть "содержательно валидны и познавательно эквивалентны выборкам того профессионального поведения, которое ориентировано на успех"[15].
Иную трактовку предлагает третья группа исследователей. Профессиональные испытания, полагают они, должны инсценировать конкретные ситуации из того функционального "поля", для которого подыскивается работник. Кандидату необходимо показать, как он справляется с поставленной задачей. За его действиями наблюдают квалифицированные специалисты, которые оценивают результаты по определенным критериям и формулируют выводы.
Для некоторых специалистов профессиональные испытания являются основным моментом в установлении профпригодности кандидата. Другие рассматривают их результаты в контексте прежней трудовой деятельности претендента на рабочее место.
Объективность оценки кандидата во многом зависит от процедуры профессиональных испытаний, которую можно представить как серию шагов.
При проведении профессиональных испытаний нужно четко представлять содержание будущей профессиональной деятельности испытуемого, акцентируя внимание на специфических ее аспектах. Например, будущий руководитель должен уметь давать четкие и ясные указания, инструктор - доходчиво и всесторонне знакомить с предметом обучения, учитывая при этом индивидуальные особенности инструктируемого, руководитель проекта - грамотно планировать задания, оптимально мотивируя участников команды.
В целях моделирования возможных критических ситуаций необходимо проанализировать особенности вакантной должности и подробно ее описать. Для получения исчерпывающей информации стоит побеседовать с работником, занятым этой или аналогичной работой.
Можно привлечь и стороннего эксперта, компетентного в данной сфере деятельности.
После выявления критических моментов, которые могут быть включены в испытание, эксперт приступает к подготовке его проведения с учетом того, что именно должно оцениваться -определенный результат или оригинальность решения задачи, а также какими должны быть определяющие способности кандидата.
Профессиональные испытания могут быть простыми и заключаться, например, в написании (или печатании) под диктовку письма либо в составлении его в соответствии с известными требованиями (для машинисток и делопроизводителей). "Принимающему" относительно легко в этом случае оценить результат. К сложным относят такие испытания, в ходе которых надо определить умение кандидата, к примеру, вести учебные занятия, принимать самостоятельно решения и т.п., что требует, естественно, от эксперта более основательных суждений.
В ряде случаев целесообразно провести комплексные профессиональные испытания. Для шофера это может быть практический экзамен перед выдачей водительского листа; для конторских работников - выполнение ситуационного задания в рамках заключительного экзамена и та.
"Приспособленность" профессионального испытания к возможным критическим событиям в конкретной сфере деятельности в любом случае обязательна. Например, кандидат, который претендует на руководящую должность, должен уметь оперативно реагировать на новые ситуации, выполнить не просто "нечто знакомое , а справиться с неожиданно возникшей проблемой.
Задания,, подготовленные для профессионального испытания и оценки пригодности кандидата, должны быть четко сформулированы и представлены в письменном виде. Рекомендуется провести предварительное -пробное - испытание с уже работающими сотрудниками, чтобы выяснить, насколько понятны предлагаемые кандидатам задачи.
При проведении профессиональных испытаний и оценке их результатов целесообразно использовать лист наблюдений, что дает эксперту возможность сконцентрировать внимание на главном и точно фиксировать свои наблюдения. Наличие такого листа особенно уместно, если наблюдателей несколько.
Профессиональное испытание можно проводить с привлечением зрителей, тогда оно выполняет одновременно и профориентационную функцию. Так, желающим занять вакантное место каменщика на одном из предприятий Гамбурга было предложено показать свое умение в различных кладках кирпичей. Зал нарядно оформили, раствор и красители разместили в ярких емкостях. Разделение рабочих мест ширмами не позволяло кандидатам-соперникам видеть работу друг друга, однако эксперты и зрители могли наблюдать и сравнивать.
Подобным образом могут быть устроены "смотрины" работ художников, дизайнеров, архитекторов, конструкторов и др. Во всяком случае, эксперт должен быть уверен в том, что представленные работы (картины, эскизы, чертежи) действительно принадлежат кандидатам, называющим себя авторами.
По мнению практиков, для подведения итогов весьма удобно использовать материал, полученный в видеозаписи. Тогда для оценки возможно привлечение самих кандидатов. В процессе обсуждения с ними отснятых кадров эксперт учитывает их ответы на вопросы: как кандидат оценивает свой образ действий, в чем видит свои сильные и слабые стороны, способен ли к самосовершенствованию.
Опытные специалисты советуют не предъявлять к кандидатам слишком высоких требований. Эксперт должен исходить из того, что полученная им информация о сильных и слабых сторонах испытуемого позволит лучше использовать профессиональный потенциал последнего.
Заключение
Условия среды во многом определяют движение кадров. Как же оздоровить эти условия, создать такую систему подбора и расстановки кадров, которая позволила бы иметь на всех уровнях компетентных сотрудников? Вопрос вечный и сложный, над ним ломают головы во всех, даже самых высокоразвитых странах.
Для российской экономики необходимо создать такой хозяйственный механизм, который выбраковывал бы «нежизнеспособные клетки». Предприятия в условиях рыночной конкуренции вынуждены более серьезно заниматься вопросами найма персонала, подготовкой и повышением его квалификации. Сложнее обстоят дела с государственным и местными аппаратами, где результаты труда не столь очевидны, как на производстве, в торговле.