сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансо-
вых показателей. При его составлении прежде всего учитываются по-
казатели, разработанные в стратегических или оперативных планах.
Через бюджет осуществляется взаимоувязка между стратегическим,
текущим и другими видами планирования.
Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного пла-
на в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и финан-
совый планы, давая возможность предвидеть конечный результат дея-
тельности, то есть размеры и норму прибыли. Составление бюджетов
занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Осо-
бые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают
уже готовый бюджет. Глава фримы утверждает бюджет и несет ответ-
ственость за эффективность методов по его разработке. Основу люд-
жета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производ-
ства. На основе прогноза продаж составляются планы произвоства,
снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций,
финансироания, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все
стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отде-
лений и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством
координации работы всех звеньев фирмы.
Методологичкой особенностью планирования является широкое
использование программно-целевого подхода, который предусматри-
вает необходимость точного формулирования целей фирмы и их увяз-
ки с ресурсами. Обычно цели разрабатываются на длительную пер-
спективу и определяют основные напревления программы развития
фирмы. Одновременно формулируются четкие задачи каждого подразде-
ления фирмы и определяются его место и роль в достижении общих
целей. В частности, определяются не только общий объем прибыли и
орма рентабельности, но и различные нормативные показатели, свя-
занные с осуществлением функций маркетинга, финансирования и др.
Таким образом, в разрабатываемых фирмами планах, как страте-
гических, так и текущих, формируются основные задачи хозяйствен-
ной политики на определенный период и конкретные пути их решения:
определяются необходимые для этого материальные и финансовые
средства, а также методы их наиболее эффективного использования с
учетом складывающихся условий в международном масштабе. Иными
словами, методология планирования ориетируется на обеспечение
увязки целей с ресурсами, определении последовательности средств
и методом наиболее эффективного достижения поставленных целей и
вытекающих отсюда задач в рамках каждого хозяйственного подразде-
ления всей фирмы.
Организационно процесс централизованного пранирования у
большинства крупнейших фирм осуществляется "сверху вниз". Такая
организация процесса планирования свидетельствует о централиза-
ции важнейших решений в области планирования в высшем звене уп-
равления компании и предоставляет определенную самостоятельность
производственным отделениям в разработке календарных планов на
базе показателей, единых для всей фирмы.
Центральные службы планирования имеются практически во всех
крупных компаниях. Однако организационно и структурно цен-
тральная служба может быть построена по-разному и отличаться по
характеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции цен-
тральноу службы планирования выполняют отделы планирования, нахо-
дящиеся в составе других центральных служб. В производственных
отделениях аппарат планирования представлен отделом пранирования,
в функции которого входит составление месячных, квартальных, по-
лугодовых и годовых, сводных и текущих производственных планов по
отделению в целом. Обычно эти планы обобщают показатели, получен-
К несчастью, жизнь администрации не всегда проходи гладко.
Существуют препятствия. которые нужно выявлять, а затем обходить
или устранять.
Наиболее распространены:
* стратегия компании не полностью разработана на самом высо-
ком уровке, так что цели для подразделений и отделов не совсем ясны;
* высшее звено руководства не проедоставляет достточной ин-
формации о целях компании, что позволило бы отделам подготовить
свои собственные конкретные предложения;
* менеджеры на более низких уровнях не считают вполнение
плана своей обязанностью, поскольку они не принимали участия в их
разработке;
* планы скучны и неинтересны и невызывают у персонала стрем-
ления их выполнять;
* некоторые из менеджеров обеспокоены тем фактом, что плани-
рование делает более легким определение достигнутых результатов.
Это может быть опасной перспективой для тех, кто не уверен в
своей работе;
* некоторые опасаются очевидной жесткости плановой системы,
они чувствуют, что планирование осущствляется специалистами, у
которых нет настоящего понимания реальной жизни отделов.